Золотой сон йогина
«А мне внезапно пришла в голову такая идея, что показалась куда важнее всего, чем я занимаюсь сейчас. Издавна мечтой людей был напиток счастья, например в Ведах Индии, эта, как ее?...
- Сома?
- Да, да! И помните у поэта: «Честь безумцу, который навеет человечеству сон золотой».
- Так вы хотите заняться изобретением напитка?..
- Лекарства!
- Все равно! Лекарства «Сон золотой»?
- Вот именно! Подумайте только…
- Давно уже думано. И отброшено.
- Но почему же?
- Чтобы видеть сны золотые, надо иметь золотую душу. А в бедной душе, откуда возьмется богатство грез? Люди лишь отупеют и одуреют, как от алкоголя. Некогда вино вдохновляло поэтов, а теперь обессмыслившиеся от него до скотского состояния мужчины избивают детей и женщин.
- Значит, дело не в лекарстве?
- Вы поняли меня. Надо дать человеку богатство психики – вот за что мы, врачи, должны бороться. А без этого, как бы хорош ни был ваш состав, он неминуемо обернется бедствием, расслабляя торможение и высвобождая дьявола первобытных инстинктов»
И.А. Ефремов «Лезвие бритвы».
Не все в йогу приходят в поисках физической оздоровительной системы. Йога привлекает ещё и своей таинственной стороной, связанной с расширением сознания, сверхумениями, выходами за пределы тела и т.д. и т.п. Все эти древние техники будоражат воображение практикующих, толкая их перескакивать физические аспекты упражнений и дыхательных техник, в угоду медитациям и созерцаниям. Но, чтобы видеть «золотые сны» и выходить в самадхи, неплохо бы и знать технику безопасности.
Начнем с того, что практикующий классическую йогу по 8-ми ступеням Патанджали мог дойти до психотехник только к пятой ступени не ранее как полностью пересмотрев свои жизненные и моральные принципы, пройдя очищение телесное и психическое и в совершенстве овладев своим телом с помощью упражнений йоги. Только психически сбалансированный, уравновешенный, здоровый человек допускался к тому, чем бредят дилетанты, непонимающие ни смысла, ни значения последующих ступеней.
Но путь этот очень долог и труден, да и более того очень легко застрять на первых ступенях и посвятить им всю жизнь. Кто-то никак не может отработать моральные аспекты, проявляя жадность, насилие, гордыню. Кому-то не даются физические упражнения, тело не приходит в нужную форму, да и занятия не отличаются регулярностью. Но хочется же чудес и волшебства (а по сути, галлюцинаций и кинематографических трипов). Как же быть? Можно попробовать нырнуть в «кроличью нору», как это сделала Алиса, без подготовки. Но чем это грозит?
Разберем механизм, как я его понимаю. Человек практикующий медитацию (глубокое размышление о чем-то) или созерцание (остановку мыслей), погружается в состояние, когда образуется открытый канал между сознанием и подсознанием. Всё, что нами вытеснялось из сознания на протяжении всей жизни (страхи, комплексы, неприятные ситуации, травмы, боль (душевная и физическая), потаенные желания), оказывается способным проникнуть в настоящую действительность через мысли, образы, ощущения. Что же случится с неподготовленным человеком, который откроет подобный «ящик Пандоры»? В лучшем случае он успеет захлопнуть крышку и постарается больше не ставить такие эксперименты. В худшем он получит желаемое «измененное состояние сознания», которое не сравнится ни с каким фильмом ужасов.
Если для продвинутого йога, эти техники служат для разгрузки своего подсознания и определенного образа очистки сознания, то для того, кто решил просто побаловаться, эти практики могут привести в сумасшедший дом. У В. Бойко в книге «Йога: искусство коммуникации» есть пример того, как начинающая заниматься йогой женщина сходила к кому-то на семинар по медитации, а потом стала слышать голоса, впоследствии только с ними и общалась. Неуравновешенная психика, загрязненность сознания мыслями вины и страха, больное тело – всё это, прямые противопоказания двигаться куда-то дальше, чем упражнения и дыхательные техники в йоге.
Не просто так, я привел в начале этой заметки цитату из книги И.А. Ефремова «Лезвие бритвы». «Чтобы видеть сны золотые, надо иметь золотую душу» - самадхи не зря последняя ступень в йоге. И не поможет никакое лекарство, чтобы расширить границы. И не получится пропустить всё самое «тяжелое и неинтересно», чтобы сидеть красиво и медитировать. Долгая работа ждет того, кто начинает заниматься йогой. И сосредоточиться нужно на физическом здоровье и на твердых жизненных принципах, чтобы йога была безопасной и приносила пользу.
Сравнивай себя с собой
Встретил мысль, которая, в принципе, не является новой, но которая иногда забывается. Если вкратце, то можно сформулировать её так: «Для того чтобы что-то успешно осваивать не нужно сравнивать себя с другими, нужно сравнивать себя с собой вчерашним». Всем даны разные возможности. Можно завидовать другому человеку, но невозможно стать этим Другим.
Вот новостная лента пестрит фотографиями продвинутых йогов. Покажи мне эти фотографии лет в 15, и я бы себе шею свернул, пытаясь повторить эти упражнения. Ты видишь, как получается у кого-то другого, и начинаешь его опыт примерять на себя. «Он может - и я смогу». Правда, ты не видишь стоящих за этими образами предпосылок. Вот так одна девочка, которая много лет ходила на спортивную гимнастику, показывает чудеса акробатики, а простая девчонка, которая раньше кроме физкультуры больше ничем и не занималась, раз за разом пытается скопировать упражнение и ничего не выходит. Кажется это легко и просто, одну ногу заведи за голову, другую поставь вот так, руки сложи в намасте и всё, но нет. У кого-то за плечами годы практики йоги, кому-то повезло от природы быть гибким, кому-то с детства всё растянули на гимнастике и танцах. Опыт разный – люди разные.
Читал отрывок про многократных олимпийских чемпионов. Были случаи, когда люди себе позвоночник ломали, но снова выходили на тренировки. Одни, ставили себе целью после травмы догнать своих соперников, и каждый день задавали себе непомерно высокую планку, так и оставались инвалидами. А другие каждый день делали чуть больше, чем вчера, двигались вперед и побеждали. Сегодня ты сможешь отжаться один раз, завтра, может быть, два, послезавтра три. Преодолевая себя каждый день, становясь лучше себя вчерашнего, ты растешь над собой. Смысл не стать как кто-то или лучше кого-то, смысл в личном совершенствовании.
У меня на шкафу висит листок, на котором я записываю дату и количество подходов на силовые упражнения. Каждый день, когда я делаю подтягивания или отжимания, отмечаю смог бы я сделать ещё один раз. Если, чувствую, что силы есть, то на следующий день вписываю новую цифру и увеличиваю количество повторений. Цифры скромные, но это моя маленькая победа.
Бывало, раньше наслушаешься советчиков, людей, безусловно, опытных, и пытаешься повторить, то, что они тебе наговорили и ничем хорошим это не заканчивается. Сам на себя злишься, что вот у человека получается, а ты, наверное, недостаточно стараешься. Но дело абсолютно не в этом, старайся – не старайся, люди вы разные и подход нужен разный. Всё должно приходить постепенно.
На детской йоге я это чаще всего вижу. Дети сначала очень просят меня показать что-нибудь сложное, а потом злятся и расстраиваются, что у них не выходит с первого раза. А у кого-то получается почти сразу и теперь все злятся ещё и на него: «Чем он лучше нас?». Получается, от занятий сплошные недовольства. А чтобы этого не было, смотреть нужно не на соседа, а на себя. Природа дала всем разные способности. Можно развивать их, а можно расстраиваться, что у тебя нет чего-то, что есть у других. Но расти нужно над собой, а не над другими.
«Все мы гении. Но если вы будете судить рыбу по её способности взбираться на дерево, она проживет всю жизнь, считая себя дурой» Альберт Эйнштейн.
Шум и йога
Сейчас музыка на занятиях йогой стала чем-то само собой разумеющимся, но раньше такого не было. Лет десять моей практики прошло без музыкального сопровождения. Считалось, что музыка мешает сосредоточиться на ощущениях от занятия, к тому же она вызывает лишние эмоции, которые сводят на нет эффект от упражнений. Это потом, когда я попал на обучение фитнес инструкторов, меня просто захлестнула волна звуков, что было крайне непривычно. Ещё круче, когда я попал на обучение инструкторов аэробике и степ-аэробике, там децибелы просто зашкаливали, но это специфика самой фитнес программы. Йога же всё-таки работает иначе.
Взрослым обычно некомфортно заниматься без музыки. Они сами просят включить что-нибудь, им так проще настроиться на работу или просто погрузиться в свои мысли. Дети, иногда, просят меня выключить музыку, потому что она им мешает. Для дошкольников и младшей группы я не включаю музыку, для них музыка – это дополнительный шум, который побуждает их активно болтать и отвлекаться. Некоторые старшие ребята признавались, что ходят на занятия, ещё и потому, что им нравится мой плей-лист. Всё очень специфично.
Мне кажется, высшим пилотажем может являться, когда тебе всё равно есть ли отвлекающие звуки или нет. Так мой сосед сверху любит что-нибудь ремонтировать. Часто такое бывает, что мне везет делать асаны под звуки дрели. В начале это меня напрягало, а потом я научился просто выключать внимание на звук. Телефонные звонки, кричащий из какой-то квартиры телевизор, голоса с улицы, сигналы машин как-то не сочетаются с образом умиротворенного йога. Но ведь это тоже своеобразная практика.
Другое дело, когда звуки мешают не твоей практике, а ведению самого занятия. У меня был опыт проведения двух мероприятия, на которых было около сотни занимающихся. Перекричать музыку, шум ветра, голоса людей – это вызов твоим преподавательским способностям. В этом случае шум – это явная помеха тренировке.
Одна из граней йоги – это умение сосредотачиваться. Есть ли посторонние звуки или нет, какая разница? Ты просто учишься отличать главное (работу своего тела) от второстепенного (музыки, шума, звуков). Тогда тишина становится свойством внутренним, а не внешним. Чем нейтральнее состояние, тем лучше. Перевозбуждение от музыки или раздражение от шума - также далеки от йоги, как и отсутствие любых внешних звуков. Тишина должна быть в голове, а не снаружи.
От волшебства к науке
Первую попытку серьезно изучать йогу и обучать йоге на территории Советского Союза предпринял Зубков Анатолий Николаевич, который в 1989 году создал «Всесоюзную ассоциацию развития человека». Примерно в это же время зарегистрировалась первая Ассоциация йоги в СССР. До этого тоже йога была, но больше в виде индивидуальных поисков, так Виктор Сергеевич Бойко стал осваивать йогу самостоятельно в 1971 году, а школа йоги Виктора Бойко была создана в Москве только в 1993 году. Это была первая российская школа йоги. Для примера, центр йоги Айенгара в России тоже возникает только в 1993 году. Мой путь в йоге начинается в 1997-98 году, когда моя мама, увлеченная новым оздоровительным направлением, начинает обучать и меня. Первая серьезная книга по детской йоге появляется в 1999 году, авторы А.Бокатов и С.Сергеев. Регулярные занятия детских групп по йоге в Самаре организуются с 2003 года инструкторами Богдановым Г.В. и Седых Е.Б., была ли в это время детская йога где-то ещё мне неведомо, но скорее всего попытки организовать занятия были. Как ученик я застал ту йогу, которая была на стыке между волшебством и наукой. Как начинающий инструктор в 2011 году я видел преобразование йоги в часть фитнеса. Йога сильно поменялась за то время как стала развиваться в России.
Мне повезло захватить пик развития йоги в Самаре в детском возрасте. Поэтому оценить масштабы увлечения йогой и то, какой интерес к этой системе был тогда, я могу только сейчас. Дефицит информации – это то, что двигало йогу в то время. У Бойко в книге «Йога: искусство коммуникации» разобраны все основные темы, которые волновали и волнуют практикующего. Но в то время не было никакой информации, заметки перепечатывали, тексты с английского переводили, делали методички самиздатом, собирали всё по крупицам. Причем, в йоге видели панацею от всего. Кто-то чудесным образом излечивался, кто-то обретал какие-то невероятные «способности», кому-то йога давала смысл жизни. Магия, религия, оздоровительная система всё смешивалось в одну кучу. Отсюда и залы забитые сотнями практикующих. Человек жаждал чуда.
Все схватились изучать асаны и пранаямы, то есть физический аспект. Наработано в этом направлении было немерено и изучать было что. Люди из разных видов спорта увлекались новой системой и показывали совершенно иной уровень владения телом. Йога стала доступна и обычным людям, появились первые успехи и первые ключи к упражнениям. Только всё глохло, стоило перейти к Саманияме, к работе сознания и психики. Если упражнения в системе были вполне понятными, то, как достигать самадхи или как созерцать или медитировать было совсем неясно. Вот тут-то и разочаровались многие искатели чуда.
Появились разные секты, включились люди с психическими отклонениями и пошли разговоры о «виденье», о эгрегорах, о старших рода и тому подобной непонятной материи. До сих пор некоторые скучают именно по этой составляющей той йоги.
Со временем всем стало ясно, что асаны и пранаямы работают, а всё, что касается аспектов духа, нам неведомо. Всё больше йога стала превращаться в ещё одно направление фитнеса. Информации сейчас очень много. Люди, которые искали чуда и магии отсеялись, как только поняли, что в йоге, как и в любой оздоровительной системе надо не болтать, а работать. Также исчезла вера, что йога спасет от всех болезней, теперь доказано, что с помощью практики далеко не всё можно вылечить, хотя, безусловно, как профилактика заболеваний, йога не имеет аналогов. Туман неведения рассеялся.
Ещё остается ощущение, что йога – это модно. И, конечно, в масштабах страны, количество занимающихся увеличилось в несколько раз. Устанавливаются определенные стандарты преподавания. Даже появилось понятие «Сертифицированный инструктор йоги». Правда, выдают бумагу о «сертификации» все кому не лень, но, в любом случае, это говорит о том, что ведутся разработки в области методологии. Чем больше инструкторов, тем выше конкуренция, а чем выше конкуренция, тем выше уровень мастерства. Уже не прокатит вести основы религиоведения с элементами йоги, современный человек требует системности и научности.
Исаак Ньютон писал: «Если я видел дальше других, то потому, что стоял на плечах гигантов». Нам очень повезло, что йогу за эти несколько десятков лет переработали, переварили и превратили в выверенную систему сотни инструкторов. У меня на столе лежат анатомические атласы по йоге, о которых лет десять назад можно было только мечтать. Есть переведенные и прекрасно изданные книги Свами Сатьянанды Сарасвати, есть западные пособия по детской йоге. Я уже не говорю о том, что йога всё больше уходит в медицину и йогатерапия теперь одно из перспективных направлений развития.
В 21 веке огромное количество инструкторов и направлений. Множество конференций по йоге проходит каждый год. Расширилось направление туров, ретритов, семинаров, выездов. Географические границы теперь не играют большой роли. В своем инстаграме я всегда могу увидеть, что делают инструктора из Америки, Мексики, Германии и т.д. Это большой плюс к качеству практики. Инструктора в России за 20 лет выросли, йога развивается, а, значит, мы на шаг ближе от волшебства йоги к её науке.
Обратная связь
Много общались с инструкторами на тему преподавания йоги разным возрастным группам и, в большинстве случаев, приходилось слышать: «Я бы никогда с детьми не работал (а) - они визжат, орут, отвлекаются, огрызаются. Какая уж тут практика, когда ты целое занятие уговариваешь какого-нибудь ребенка хоть немного позаниматься?». На профосмотре врач, узнав, что я работаю с детьми, посмотрела на меня как на тяжелобольного и утешительно произнесла: «Сочувствую». «Хуже, чем с детьми работать, разве что с беременными» - как-то сказал мне один инструктор. «Откуда у тебя столько терпения? Я бы, наверное, не переставая орал на детей!» - восклицал мой знакомый, слушая очередную историю с занятий. Чем же не угодили детские группы и в чем сложность ведения подобных занятий?
Для рядового инструктора взрослой группы ситуация в которой ученики будут мешать проведению занятия, не слушать тренера или впрямую говорить, что им скучно, окажется крайне стрессовой. Для тренера детской группы - это что-то повседневное. Сложность взаимодействия с «трудными» детьми может быть дополнена родителями, которые не всегда оказываются лучше детей, а бывают и хуже. Я ни разу не слышал от взрослых, у которых вел занятия в разных местах, ничего кроме слов благодарности. На детских группах чего я только не слышал - от пламенных признаний в любви (без вашей секции жить не можем) до каких-то невероятных вариаций хамства (какой-то фигней занимаетесь).
В детском бюджетном учреждении, ты ещё и оказываешься между трех огней. Администрация давит тебя документами, планами, отчетами, проверками. Дети - ленятся, пропускают, хулиганят. Родители добивают тебя своим недовольством и нередко выплескивают на тебя свои проблемы, которые могут быть никак не связаны с занятиями. При этом ты адаптируешь учебные программы для детей с разными возможностями, думаешь над тем, как сделать практику полезной, усложняешь, упрощаешь, приспосабливаешься к изменениям внутри и вокруг групп. За всё это удовольствие ты получаешь маленькую зарплату и пренебрежительное отношение. Ни тебе «духовных практик», ни тебе читта вритти ниродха, только постоянная борьба со стрессом. Трудно корчить из себя невозмутимого йога, когда вокруг такая энтропия. И, наверное, это всё звучит плохо и, в частности, поэтому детских инструкторов по йоге мало, но есть один большой плюс.
Работая в университете, я заметил, что студенты, когда им скучно, через силу делают заинтересованный вид. Их цель - это зачет или экзамен. Даже, если им глубоко наплевать на то, что ты говоришь, они кивают, улыбаются и всячески показывают тебе, что им всё нравится. Это расслабляет. Поэтому, столько много преподавателей, которые сами не замечают, как перестают стараться. Халтурят и ведут свой предмет однообразно и нудно. Они не получают обратной связи. Нет такого, как на занятии с детьми, чтобы кто-нибудь из студентов встал и сказал: «Мне скучно. Предмет мне не нравится. Я хочу домой». Большинство хотели бы это сделать, но не делают. У школьников ещё нет этих ограничителей. А, значит, готовься получить всю правду о тебе и твоем предмете.
Да, получать обратную связь не всегда приятно. Но, получая обратную связь, ты понимаешь над чем тебе стоить работать. Тебе нужно искать ключи к людям, больше стараться, читать, тренироваться, учиться работать с непредвиденными ситуациями, предугадывать. К тому же, через некоторое время, перестаешь остро воспринимать критику и похвалу, остается только практика. Что лучше - рафинированная иллюзия, где все хвалят тебя как чудесного инструктора, или же действительность, в которой тебе могут указать на ошибки?
Рост возможен только через труд. Некоторые люди создают вокруг зону комфорта, в которой они оберегают себя от любых стрессовых ситуаций, но отсутствие стресса – это застой. Для того чтобы двигаться вперед нужно быть всегда «выше себя», выходить за пределы себя, проверять себя на прочность и тем самым утверждаться в своей практике.
Очень важно ощущать обратную связь, чтобы понимать, как твои действия выглядят со стороны. Чтобы находиться в поиске нового. Чтобы уметь меняться в соответствии с настоящим моментом. Дети всё это дают. Они заставляют тебя быть в тонусе. Они требуют от тебя быть сильнее и гибче (иначе, какой же ты инструктор и йог?), они проверяют тебя на прочность эмоционально (ну и где, твоя ахимса, насколько тебя хватит?) и, в конце концов, они требуют от тебя искренности. Им ты можешь даже не пытаться навязывать собственную значимость, петь «Ом» или говорить о важности космического порядка (засмеют и покрутят пальцем у виска). Поэтому, работая с детскими группами, ты постоянно пребываешь в саморефлексии, ты четче понимаешь, кто ты есть. От ребят ты учишься смотреть на других людей их глазами, а это крутая сиддха. С другой стороны, нужно понимать, что дети могут и «сломать» учителя, они вытащат наружу всё, что ты прячешь внутри, и не каждый готов увидеть себя настоящего.
Йогическая тропа
Первые упоминания упражнений из йоги встречаются в материалах, которым 3000 лет до н.э., отсылки на йогу можно увидеть в индийском эпосе («Махабхарата», «Бхагавад-гита») VI век до н. э, в «Йога-сутрах» Патанджали II век до н.э. Несколько тысяч лет йога распространяется по всему миру, являясь изначально закрытым учением, передающимся от гуру к наиболее достойным ученикам. К сожалению, йога не избежала потери информации за такой длительный период. Перед тем как стать массовой, йоге пришлось отбросить большую часть философской составляющей, минимизировать технику, адаптироваться под абсолютно неготового (ни телом, ни духом) западного потребителя. В процессе своеобразного «сломанного телефона» получилось, то, что получилось. Смесь спорта, фитнеса, лечебно-оздоровительной физкультуры и философии Древней Индии с претензией на тайные знания.
Сложность сохранения древней йоги ещё и заключается в том, что практика и результат от этой практики разделены по времени. Йога не дает мгновенного эффекта. Поэтому понять, что ты делаешь что-то неверно довольно сложно. Это не как в айкидо, где есть четкая геометрия движений, и стоит не так повернуть руку или сместить на сантиметр ногу и рушится вся техника, противник не падает, сброс захвата не работает, удар пропускается. В йоге можно годами делать одни и те же ошибки и не чувствовать особого дискомфорта. Мне очень нравится притча, иллюстрирующая работу подобных систем, в которой один просвещенный слышит, как недалеко от него какой-то новичок неправильно поет мантры. Но, по факту, оказывается, что как раз таки просвещенный множество лет неправильно пел мантры, а новичок нечаянно нашел именно то звучание, которое нужно. Йога – это постоянный поиск правильных сочетаний во множестве разных упражнений.
Чтобы йога стала рабочей системой нужен целый спектр изменений, который касается не только физических нагрузок, но и изменения питания, изменения поведения, пересмотра своих ценностей и приоритетов. Т.е. мало уметь закидывать ногу за голову или стоять на руках, чтобы называться йогом, это ещё и огромная внутренняя работа над собой. Вот, поэтому и передача йогических знаний могла быть только нескольким ученикам или даже одному ученику. Как писал Идрис Шах множество факторов (место, время, люди) должно сойтись, чтобы знания, которые ты транслируешь приобрели ценность и пользу. Если же ученик будет не готов, то он не сможет понять, чему ты его учишь. Банальный пример – упражнение "Шавасана". "Шавасана" – это упражнение на расслабление, является одним из самых сложных в йоге. Взрослым оно очень нравится. Дети почти всех моих групп его не любят и считают, что ничего сложного в том, чтобы лежать на полу и ничего не делать – нет. Более того – это скучно и глупо. В начале своей практики я давал это упражнение детям, но потом убрал и теперь ввожу его только, если сами ребята просят об этом. Кроме того, что нужно знать асаны (упражнения), нужно ещё и своевременно их осваивать/давать.
Стоит признать, что та йога, которой обучают сейчас, имеет небольшое количество точек соприкосновения с йогой древности. Есть множество направлений, в которых одни и те же упражнения выполняются по-разному, нет никакого отбора по ученикам, нет единого регламента по преподаванию. Из-за подобного рода «расплывчатости» практики, йоги нет в перечне спортивных дисциплин официально преподаваемых на территории России (там даже петанк, шашки и сноуборд есть, а йоги нет). Из-за разнообразия разных школ йоги, приходится раз за разом объяснять новым ученикам, что такое йога, в твоем понимании. С одной стороны – это крайне усложняет работу. С другой - дает возможность для экспериментов.
Мне кажется, в современной йоге и не должно быть жесткой структуры. Главное правило, которому нужно следовать - «Не навреди». Когда я только начинаю работать с новичками, то сразу никогда не исправляю все ошибки в технике. Может быть, мы и не знаем, как преподавали йогу тысячу лет назад, но мы можем прислушиваться к своему телу. Тело само подсказывает, где больно, куда не нужно давить, как лучше поставить руку. Я даю только образец упражнения, а потом смотрю, как человек с его физической формой повторил этот образец и адаптировал под свои возможности. Гораздо позже, когда форма уже усвоена, можно давать небольшие исправления или «ключи» к новым возможностям тела. Таким образом, йога становится крайне индивидуальной. Смысл не привести всех к одному и тому же образцу, а помочь людям самим подобрать удобный им вариант.
Резюмирую. Современная йога – это смесь спорта, фитнеса, лечебно-оздоровительной физкультуры и философии Древней Индии с претензией на тайные знания. В этой практике ведется постоянный поиск правильных сочетаний движений во множестве разных упражнений. Кроме того, что нужно знать асаны (упражнения) нужно ещё и своевременно их осваивать. Не забегать вперед (некоторые асаны стали у меня получаться легко и без напряжения сами собой только через несколько лет практики). Соблюдать правило «Не навреди». Несмотря на то, что школ много и нет единой структуры, не стоит бояться экспериментировать и пробовать новые варианты старых упражнений. Смысл не делать всё по образцу, а найти свой вариант. Чтобы йога стала рабочей системой нужен целый спектр изменений, который касается не только физических нагрузок, но и изменения питания, изменения поведения, пересмотра своих ценностей и приоритетов.
Групповые-персональные-онлайн тренировки
В магистратуре один из преподавателей говорил нам, что учитель может реализовываться только тогда, когда у него есть ученик. Если преподаватель придет в класс, а там никого не будет, то это просто человек в комнате. Если ученики придут в кабинет, а там не будет учителя, то это просто ребята, которые собрались вместе. Чтобы совершился учебный процесс нужно учителя и учеников объединить в одном пространстве, тогда начинается магия образования.
Но кроме общего пространства важен ещё и вид отношений, возникающий между учителем и учеником. Отношения в йоге строятся на вовлеченности в процесс обеих сторон. В психологии/педагогике – это называется субъект-субъектные отношения. Оба участника этих отношений активно контактируют и обогащают друг друга новыми формами информации. При этом важно как осуществляется работа – идет ли работа с группой или с конкретным человеком. Прямой это контакт или контакт посредством интернета.
Групповые тренировки.
Мне посчастливилось работать и с детьми от 3 до 18, и с взрослыми группами, и с людьми пожилого возраста. Со спортсменами и с новичками. С малыми группами до 10 человек и большими до 80. Важен и уровень нагрузки и внутреннее взаимодействие учеников в группе. Группы необходимо правильно формировать. К примеру, с этим я сталкиваюсь довольно часто, меня приглашают вести группы детей от 5 до 10 лет или от 6 до 12 лет. Возраст 6 лет нельзя смешивать с начальной школой. 6 лет – это дошкольник, он и привык к другой форме работы, ему нужны сюжетно-ролевые игры, необходимо ограничение занятия по времени (когда я работал в детском саду, занятие у подготовишек длилось 35 минут). Ребенок 6-ти лет будет очень трудно адаптироваться к часу занятий по йоге и скорее всего через какое-то время покинет группу. Ребята от 7 до 10 лет – это ученики начальной школы, с ними занятие можно проводить от 45 минут до часа. А вот с ребятами средней и старшей школы уже можно работать от часа и выше. Была у меня старшая группа, с которой мы работали три академических часа, такое бывает, но редко. Взрослые тоже делятся на сильные и слабые группы. Есть взрослые, которые в силу разных причин (образа жизни, состояния здоровья, прошлых достижений в спорте) могут почти сразу осваивать сложные элементы йоги. Им нужна особая программа, отличная от программы для новичков. Люди пожилого возраста – это вообще отдельный разговор, у них преобладают элементы лечебно-оздоровительной физкультуры, умеренные нагрузки и множество ограничений в упражнениях в зависимости от тех или иных заболеваний. Участники группы не просто приходят на занятия, но и взаимодействуют друг с другом. Они могут подружиться/поссориться в процессе практики. Нередко такое бывает, что занятия уступают место личным отношениям. Ученикам нравится собираться вместе и йога становится такой зоной комфорта, где они занимаются не только своим здоровьем, но и общаются друг с другом. Имеет место и здоровая конкуренция, когда у кого-то из учеников что-то получается лучше, чем у других и другие ученики подтягиваются за ним. Минус групповых тренировок состоит в нестабильности группы, кто-то уходит, кто-то приходит. Значительные пропуски в практике отрицательно влияют не только на пропускающего тренировки, но и на прогресс всей команды. Постоянная смена лиц ведет к однообразности занятий. Групповые тренировки предполагают, активную домашнюю практику занимающегося иначе пользы будет немного.
Персональные тренировки.
В этом году, так получилось, что в большей степени, я перешел на них. Тренировка с отдельным человеком гораздо продуктивнее групповой. Чем больше группа, тем меньше возможности уделить каждому внимание и отследить ошибки. Пример – в начале этого года в спортивной школе на одном моем занятии могло оказаться 28 человек. Пока смотришь, как делает один – другие уже закончили упражнение. Чтобы отсмотреть каждого требуется как минимум минуты две-три на человека. Нетрудно догадаться, что времени на каждого не хватает. При персональной тренировке ты смотришь только на одного человека или на малую группу (если это семейная тренировка) и, в зависимости, от готовности человека выстраиваешь практику. Тут учитываются особенности отдельного человека. Вот так недавно мне предложили заниматься с 5-ти летним мальчиком, конкретно под него я составляю упражнения, игры, делаю карточки, поощрительные наклейки, пальчиковые гимнастики. С учениками постарше (9-12-14 лет) мы занимаемся гимнастикой от плоскостопия, комплексами на растяжку, гимнастиками для позвоночника, силовыми техниками. Со взрослыми мы рассматриваем каждодневную утреннюю гимнастику, разбираем комплексы разного уровня сложности, двигаемся от начального уровня к продвинутому, разбираем дыхательные техники. Здесь есть возможность выстроить практику под каждого.
Онлайн тренировки.
Для меня абсолютно новый жанр. Сейчас повсеместно происходит переход от классического преподавания разных предметов к ведению занятий через приложения типа скайпа или зума. Идея неплохая, но есть у неё ряд плюсов и минусов. Из плюсов – это возможность проводить занятия для учеников по всей России. Из минусов – техническая реализация. Для преподавателя английского или биологии не проблема сесть перед монитором или выставить телефон на штатив и начать урок. У меня как у практика возникает ряд проблем – пространство для упражнений, звук (штатив стоит далеко, а меня должно быть слышно, значит, нужен отдельный микрофон), качество видео (чем дальше ты от ноутбука или от телефона, тем ниже качество съемки, значит, нужна хорошая камера). Сейчас всё больше стали поступать заявки на онлайн-тренировки, мир меняется, а, следовательно, и такой формат тоже нужен. Не думаю, что онлайн может заменить живое общение, тут ученик будет скорее объектом, чем субъектом действия. Преподаватель будет транслировать знание, а ученик пытаться давать обратную связь возможными для него способами. Занятия вести будет проще, но и за процессом усвоения будет следить труднее. Всё-таки двигательная практика без возможности физического присутствия теряет гораздо больше, чем любая сфера иного знания.
Самыми продуктивными тренировками являются - персональные, удобными - онлайн, насыщенными общением - групповые. Каждый делает выбор в зависимости от тех целей, которые преследует. Групповые - подойдут тем, кто просто хочет поддержать здоровье, персональные - тем, кто хочет получить конкретный результат, онлайн - тем, кто ограничен по времени или по месту.
Теоретики и практики
«Мой муж инструктор йоги» - говорит одна женщина. Спрашиваю, где он преподает. Она отвечает - «Нет, он не такой инструктор, он не преподает». Другая ситуация. Разговариваем с одним мужчиной, он говорит: «А я ведь тоже инструктор по йоге…». Спрашиваю у него какое направление: Хатха, Аштанга, йога Айенгара?... Он отвечает: «Нет, я асанами и всем остальным таким не занимаюсь, у меня только медитации». Рассматриваем с одним физруком технику выполнения одного упражнения, он мне: «Тут четырехглавая мышца бедра сокращается, задняя группа растягивается, трапеция оттягивает лопатки и т.д.» и вот он размышляет, размышляет, размышляет, а сам уже давно не тренируется, только другим объясняет, как надо делать упражнения.
Меня нередко пытаются втянуть в спор, связанный с тем, что важнее в йоге – физическая составляющая или всё-таки теоретическая/духовная. Подобный спор напоминает мне миф о Геракле. Полубогу предлагают выбор из двух дорог. Одна дорога – дорога удовольствий, а другая – дорога добродетели. Красивая девушка манит Геракла на дорогу удовольствий, на которой не нужно прикладывать усилия, где всё самое приятное ты получаешь сразу же. На другой путь приглашает героя менее симпатичная дама. Она объясняет, что дорога добродетели – это тяжелый путь, где нет места отдыху, что удовольствия мимолетны, а настоящая правда в труде. На дороге удовольствий не нужно делать никаких упражнений только сиди и мантры мычи или даже просто тексты читай, размышляй о правильных и неправильных упражнениях. На дороге добродетели – только труд, только многочасовые тренировки, всё через пот.
Меня с детства учили, что, во-первых, не бывает ограниченного количества вариантов, если есть два пути, то есть и третий, а, во-вторых, что перекос в какую-либо сторону ничем хорошим не заканчивается, важен серединный путь. Когда я объясняю, что восьмиступенчатая йога предполагает движение от первой ступени к последней (от очищения и тренировки тела к работе над психикой), всегда находится кто-то, кто, ссылаясь на «древние тексты» говорит, что можно парочку-другую ступеней перескочить и сразу перейти к работе с сознанием. Обычно с такими предложениями и выступают теоретики от йоги, которым проще восхищаться Бхагават-Гитой, чем встать утром и сделать комплекс асан. Им хочется получать только интеллектуальное удовольствие без телесного напряжения. Но есть и другой крайний вариант, когда люди циклятся только на практике, тогда начинается отрицание всей духовной составляющей йоги, что мол все эти тексты придумали какие-то индийские фанатики, «что не вижу – того не существует». Тогда йога превращается в гимнастику, в которой только и рассматривается, где и какие мышцы работают.
Физические упражнения – это неотъемлемый элемент практики. Без физики – нет движения вперед. Но физика служит только подготовкой тела, если остановиться в практике только на упражнениях, то теряется смысл йоги. Так условно можно разделить освоение упражнения на три стадии. На первой осваивается каркас, нужно запомнить форму, куда рука, куда нога, как повернута голова. На второй идет выправка асаны и подстройка дыхания. А вот на третьей стадии уже идет работа с сознанием, когда асана, становится ключом к состоянию. Здесь уже включается «читта вритти ниродха» остановка разума, когда ты уже не акцентируешь внимание на позе, а растворяешься в упражнении, полумедитативное, полутрансовое состояние. Тут по принципу «у-вэй» и запускаются процессы самовосстановления и исцеления. Нельзя, пропустив стадию освоения позы и её физическое закрепление, сразу переходить к остановке сознания. Какие-то состояния, безусловно, получите, но они будут точно не дотягивать до того, что нужно. Это как у К.С. Станиславского «Трудное надо сделать привычным, привычное - легким, а легкое - приятным». Освоил упражнение, научился получать в нем удовольствие, открыл путь к состоянию.
Читая только йогическую литературу или размышляя об упражнениях быть йогом не получится, также как, занимаясь только йоговской гимнастикой – нужен синтез тела и ума – «Теория без практики мертва - практика без теории слепа». И головой поработать придется и ножками с ручками тоже. У Анатолия Николаевича Зубкова встретил хорошую цитату: «Из тысячи человек один занимается йогой, из тысячи занимающихся лишь один становится йогом».
Тем, кто любит практику, рано или поздно придется подтянуть теорию, а теоретикам рано или поздно придется заняться практикой. Гармоничное развитие тела и ума укрепляет и формирует дух. Йога открывает безграничные горизонты, требующие от тебя вовлечения всех своих сил, но она и дает результаты, которые всё окупают. «Тело нельзя отделить от ума, а ум – от души. Никто не может определить границы между ними» Б.К.С. Айенгар.
Динамическая морфология в практике йоги
«Динамическая морфология - наука, изучающая анатомическую основу движений и положений тела, дающая анатомический анализ работы пассивной и активной частей опорно-двигательного аппарата и оценивающая при этом состояние всех частей тела». Динамическая морфология не только показывает, каким образом те или иные мышцы работают в разных упражнениях, но и как специфически подобранные комплексы могут изменять работу всего организма и влиять на системы органов.
В спортивной анатомии органы и системы делятся на три группы:
I. органы исполнения движений
II. органы и системы обеспечения двигательной деятельности
III. органы и системы регулирования и управления двигательной деятельностью.
В упражнениях йоги, как и во всех спортивных и фитнес системах органами исполнения являются мышцы и кости скелета (опорно-двигательный аппарат). Системами, обеспечивающими двигательную деятельность, являются - пищеварительная, дыхательная, сердечно-сосудистая, моче-половая. Контролем, регулированием и управлением занимается нервная и эндокринные системы. Занятия йогой влияют на весь организм в целом, не только улучшая гибкость и подвижность суставов, растягивая те или иные мышцы, но и действуют на тренировку сердечно-сосудистой системы, дыхательной системы, увеличивая объем легких (при пранаямах) и количество капилляров (в том числе, при работе с перевернутыми позами).
В динамической морфологии принято проводить анатомический анализ положений и движений тела по пяти позициям:
1) Описание морфологии положения или движения.
2) Характеристика с позиции законов механики (силы).
3) Характеристика работы мышц.
4) Состояние регуляторных и обеспечивающих систем.
5) Влияние упражнений на организм.
К примеру, в обучающих пособиях Рэя Лонга для инструкторов по йоге можно найти детальное описание положения и характеристики работы мышц. У Артёма Фролова в книге «Йогатерапия» можно увидеть описание состояния регуляторных и обеспечивающих систем. В книге Айенгара «Йога Дипика» даны подробные описания влияний упражнений на организм. Всё в совокупности дает представление о йоге с позиции динамической морфологии.
Общую характеристику с позиции законов механики (силы) для всех видов спортивной деятельности, можно найти в учебных пособиях спортивной и медицинской направленности, к примеру, у Л.В. Капилевича и Е.Ю. Дьяковой в работе «Анатомия с основами динамической морфологии». Здесь рассмотрены действующие силы (сила тяжести, сила сопротивления среды; эластическая тяга мягких тканей; сила сокращения мышц); положение общего центра тяжести (ОЦТ); положение центра объема (ЦО); величина удельного веса (плотности) тела; площадь опоры; виды равновесия; условия сохранения равновесия.
Знание анатомической основы движений и положений тела даёт возможность грамотно выстраивать систему преподавания йоги. Учитывать физиологические особенности, к примеру, смещение внутренних органов при различных положениях тела в асанах. Так сердце при упоре лежа смещается к голове на 1,5-2 см, при висе на кольцах - на 6 см у новичков, 3,4 см у тренированных гимнастов. В стойке на руках - сердце принимает горизонтальное положение и смещается к голове на 6-8 см. Почки могут смещать на 10-14 см вверх-вниз. Все эти вещи учитываются при выстраивании перевернутых поз, нагрузке на сердечно-сосудистую систему, при работе с прогибами в положениях стоя и лежа.
Кроме этого применение знаний динамической морфологии в практике йоги дает возможность составлять комплексы, исходя из онтогенеза (процесса индивидуального развития организма) человека. Онтогенез принято разделять на 3 этапа: 1) эволюционный (молодость) – преобладает образование структур, происходит рост и развитие человека вплоть до размеров зрелого организма; 2) стабильный (зрелость) – равновесие процессов образования и разрушения, зрелый организм, изменение веса идет в основном за счет жировой ткани; 3) инволюционный (старость) – преобладают процессы разрушения – старение организма. По состоянию органов и систем определяют биологический возраст, который может не совпадать с календарным. В зависимости от возраста подбирают нужные нагрузки.
По данным Л.В. Капилевича и Е.Ю. Дьяковой: «К физическим нагрузкам развивается адаптация всего организма. Слабые нагрузки практически не оказывают влияния на организм. Нагрузки средней интенсивности стимулируют морфологическую и функциональную перестройку организма. Сильные нагрузки тормозят эти процессы. Сверхсильные нагрузки вызывают функциональные и структурные нарушения. Восприимчивость организма к нагрузкам индивидуальна, называется нормой реакции».
В йоге как в спортивно-оздоровительной системе учитываются все элементы динамической морфологии от анализа анатомических особенностей выполнения асан и пранаям до адаптационных возможностей организма в разных стадиях развития.
Так в детской йоге адаптация идет благодаря ростовым процессам. Физические нагрузки вызывают изменения костной системы, эндокринной и нервной. В группах для взрослых идут компенсаторно-приспособительные процессы. Для людей пожилого возраста физические нагрузки регулируют процессы старения. Кроме этого учитываются и специфические состояния человека - наличие противопоказаний, беременность, периоды послеоперационного восстановления и реабилитации.
Таким образом, динамическая морфология может использоваться в практике йоги. Это даёт возможность, применяя знания в области физкультуры и спорта, совершенствовать методическую составляющую программы освоения упражнений.
Количество/качество
Заметки по йоге я начал писать в 2016 году, к этому моменту у меня уже накопилось достаточно опыта ведения занятий в разных спортивных учреждениях, секциях, школах. Несмотря на то, что мне посчастливилось вести йогу и для танцоров и для дзюдоистов, на группах ЛФК, в детско-юношеских группах с детьми от 3 до 18 лет, со студентами, и даже с бабушками под 70, – у меня было много свободного времени. Это свободное время позволяло мне рефлексировать по поводу практики йоги. Тренировки проходили примерно через день, хватало места и для личных занятий и для отдыха и даже для того, чтобы соскучиться по ученикам. Сейчас же всё поменялось. Заметки пишу реже, личная практика становится всё более сжатой, а отдых всё более мифическим. Что же произошло?
Несмотря на один из законов диалектики Гегеля, что количество должно непременно переходить в качество, с ведением занятий йогой это так не сработало. Вначале моего пути как инструктора, тренировок было мало, иногда даже настолько мало, что был смысл задуматься о том, чтобы сменить род своей деятельности. Это время нужно было только переждать. Года три-четыре неопределенности, группы набираются/распадаются, студии открываются/закрываются, поработал во множестве частных и бюджетных учреждений, а потом как-то само всё выровнялось. «Сарафанное радио» заработало. Сперва это здорово мотивировало, то сюда пригласят, то здесь попросят провести занятия, круг общения растет, а вместе с ним расширяется и круг учеников и организаций, которые заинтересованы в тебе. Потихоньку расписание тренировок стало уплотняться. Сначала закрылось вечернее время. Занятия теперь шли не через день, а каждый день, кроме выходных. Потом попросили взять группы на выходных, почему бы и нет? Зато хоть высыпаюсь хорошо, думалось мне. Но незаметно тренировки стали заползать и на утреннее время. Собственно, это же неплохо и утром хотят заниматься и днём и вечером и даже на выходных. Проработал я в таком режиме полтора года и призадумался.
«Мы тут не здоровье приобретаем, а калечим себя» - сказала мне одна знакомая инструктор. И отчасти я с этим согласен. Сам стал себя ловить на мысли, что невольно радуюсь, когда по тем или иным причинам тренировки отменяются. Из-за большого количества занятий стало меньше времени, чтобы осваивать новый материал, поэтому практика стала однообразной, я уже не говорю, что стоит только немного приболеть (простыть, растянуть что-нибудь), как каждая тренировка дается с тяжелым трудом.
Некоторое время назад я стал постепенно отказываться от ряда занятий. Вывод прост: нужно беречь себя. Да, иногда поступают очень заманчивые предложения или приглашают на разные интересные проекты поработать «за идею», на государственные заказы, в разные детские центры с чудесными детьми, на персональные тренировки где-нибудь в пригороде, но везде всё не успеешь. В данном случае большое количество тренировок вредит качеству. Поэтому лучше пусть их будет немного, но зато с пользой для других и для себя, чем их будет много, но при этом ты будешь растрачивать себя и постепенно терять свой смысл практики йоги.
Правильная практика йоги
Размышление над тем, что есть правильная практика йоги, является одним из самых главных предметов моей саморефлексии. У этого размышления – две стороны. Первая связана с вопросом «что давать?». В йоге много направлений и каждый раз я сталкиваюсь с разными школами, которые истолковывают известные понятия/асаны/техники немного по-другому. Вторая сторона связана с вопросом «как давать?». Йога - это строгое системное изучение материала или это творческий процесс без системы? Нужно ли держать учеников в напряжении через дисциплину и «дрессировку» или же смысл в том, что нужно выстраивать свободную и комфортную практику? Все мои заметки инструктора, крутятся вокруг двух главных вопросов «что?» и «как?». Чем шире моя практика и больше опыт, тем яснее становится, что однозначных ответов на эти вопросы нет. Люди разные, практика разная, ученики/инструктора – разные.
Первоначально я ориентировался на запросы учеников. Пока эти запросы не стали противоречить сами себе. На примере родителей детских групп это видно лучше всего. Один и тот же родитель может просить не нагружать ребенка, а потом жаловаться, что его недостаточно нагружают. Или родитель может благодарить тебя за то, что ты увлек ребенка и теперь он горит твоей секцией, но тут же критиковать твой стиль работы с детьми (только вот с Димой надо строже, можно даже прикрикнуть на него). Нагрузите моего ребенка, не нагружая. Наорите на моего ребенка, но так, чтобы он был рад. И это желания родителей, а есть ещё и желания детей, они могут быть абсолютно другими. Типичная ситуация, когда родителю секция не нравится, а ребенку нравится, а потом они меняются местами. Сначала ребенок уговаривает маму отвести его на занятия, а потом мама уговаривает ребенка пойти на тренировку. Ориентироваться на такие запросы бесполезно. Выстраивать свою практику, исходя из таких сиюминутных «хотелок» - это попасть в дурную бесконечность, где при любом выборе ты будешь не прав.
Так как же быть? Мне кажется, нужно отталкиваться от себя. Нужно понять, не то, что другие хотят от тебя, а то, что ты сам хочешь и что ты можешь дать другим. Если в тебе есть стремление к системности и требовательность, то именно так и нужно выстраивать свою практику. Но, если в тебе этого нет? Недавно у Людмилы Петрановской столкнулся с таким понятием как метадеятельность. Есть твоя предметная деятельность, которая примерно у всех одна и та же и она характеризует твою профессию, а есть что-то над («мета»), то, как ты раскрываешься в этой профессии. «Мета» у всех разная. Кто-то хорошо детей к соревнованиям готовит, кто-то просто передает им знания, а кто-то объединяет их и создает дружные коллективы. Все называются учителями, но каждый раскрывается и приносит пользу другим, исходя из своей внутренней сути. Вот отталкиваясь от этой внутренней сути и нужно выстраивать практику йоги.
На пути к своей практике много подводных камней. Очень трудно избавиться от желания всем нравиться. Кто-то отнесется к тебе как к учителю, кто-то как к другу, а кто-то как к обслуживающему персоналу. Кто-то попытается тебя купить, кто-то напугать, а кто-то задобрить. Всё это не суть важно, когда ты понимаешь, в чем смысл твоей практики и видишь ценность в своем «что?» и «как?».
Необъятная йога
Этот учебный год пролетел незаметно. Во Дворце спорта прошли заключительные занятия. Групповые тренировки возобновятся в сентябре. Сам для себя неожиданно обнаружил, что в 2021/2022 о йоге я писал очень мало. Не потому что сказать нечего, а скорее наоборот, слишком много событий происходит, и не успеваешь всё описать и систематизировать. В этой заметке, те мыли, которые посетили меня по итогу этого года.
Меньше снаружи – больше внутри.
В прошлом году я сократил количество тренировок. В этом их стало ещё меньше. Осталась спортивная школа (младшая и средняя группа), Дворец спорта (средняя, старшая детско-юношеские и взрослая группа) и осталось несколько персональных тренировок с теми, кто готов работать и развиваться вместе со мной. Ушли занятия в спортивном комплексе Маяк – это был для меня интересный опыт. Отсеялись ученики, которые воспринимали занятия как развлечение, спасение, бремя. Почему я стал убирать тренировки? Чем больше становился спрос, тем меньше времени у меня оставалось на личную практику. Занятия должны наполнять, а не изнурять. Здорово, когда все хотят с тобой заниматься, но по несколько тренировок в день без выходных – убивает всё удовольствие от йоги и лишает её смысла.
Среди своих.
«Удержать ученика любой ценой» - это не про меня. Мои ученики знают (особенно те, кто учится у меня в спортивной школе), что я никогда никого не заставляю ходить ко мне на тренировки. Наши занятия только по обоюдной симпатии. Каждый год ко мне приходит около 40 новых людей и из них остается меньше половины. Из года в год наш кружок единомышленников, несмотря на отсев, растет. Раньше на итоговом майском чаепитии хватало сдвинуть две парты и сесть вокруг, получившегося стола. В этом году, чтобы все ученики поместились, было мало и четырех парт. Очень много пришло интересных и умных детей, причем самого разного возраста. Ещё раз отметил, что возраст не всегда показатель ума. К примеру, я не беру в группу дошколят, но в феврале меня попросили взять девочку шести лет. Более сознательного ребенка мне не встречалось. И, конечно, 2022 для ребят – это год загадок. Если прошлые два года мы с детьми фанатели от притч, то тут на каждое занятие кто-нибудь приносил новые загадки, над которыми мы с удовольствием думали, спорили, смеялись и радовались ответу. Со взрослыми группами в этом году всё немного сложнее. Разные люди приходят, уходят, приходят и так по кругу. В Маяке, к примеру, каждое занятие состав группы мог меняться. Некоторые ходили по разу в каждом месяце, кого-то я видел чаще. Причем каждое занятие – это лотерея, могут прийти бабушки, может набраться молодежь, а могут попасться люди с ограниченными возможностями здоровья, иногда, это комбинация из всех. Во Дворце спорта группы стабильнее, но малочисленнее, думаю, со временем, и тут соберется круг из своих людей. Персональные тренировки в этом смысле лучше, так мы уже несколько лет учимся/дружим/тренируемся с несколькими чудесными людьми.
Вся йога нужна.
«Артем Михайлович, у нас проблема с мышцами ног, помогите нам!», «У ребенка сердце слабое, врач сказал, что только йога поможет!», «Нам бы хотелось, больше силовой йоги», «А, можно йогу какую-нибудь, чтобы только расслабляться?», «А, вы можете больше духовных йогических знаний давать?», «У меня слабые руки/ноги/спина/шея можно йогу для этой части тела?», «Нам нужны дыхательные техники и побольше», «У меня коленка не сгибается из-за травмы, как мне заниматься?», «А вы даете виньясы?», «Можете преподавать бикарм йогу?» и т.д. Это малая часть запросов, с которыми я столкнулся в этом году. Такое разнообразие обращений отражает то, что в йоге найдется место каждому инструктору и тому, кто фитнес-йогу преподает и тому, кто эзотерикой увлекается и даже йогу-врачу. Когда люди приходят со своими вопросами, то это подстегивает меня узнавать новое и вспоминать старое. Столько разноплановой литературы мне ни в одном году не приходилось читать как в этом. И каждый отдельный случай заслуживает длинной заметки.
Это лишь некоторые моменты, с которыми я столкнулся. Историй с занятий накопилось очень много, дети постоянно подкидывают пищу для размышлений. Взрослые с каждый годом задают всё более интересные вопросы по анатомии, физиологии, философии йоги. С сентября по июнь я провел 405 тренировок, накупил с десяток новых пособий по йоге и кардинально пересмотрел свои взгляды на некоторые элементы практики. Йога – необъятна, я занимаюсь ею уже 24-й год, но каждый год открываю для себя её по-новому и, кажется, так будет всегда.