Там хорошо, где мы есть
Я был в красивых местах. В удивительных местах. Это были закрытые заповедные территории, куда ступает нога студента биолога и заблудшего туриста путешественника. Это были чудесные города с причудливой архитектурой, с воодушевляющими монументами, с великолепными панорамами. Но не одно из самых живописных мест не доставляло мне большего удовольствия, чем мой дом. Не могу сказать, что в жизни моей так складывалось, что у меня был «дом», скорее было постоянное ощущение «возвращения домой», что где-то есть «мой дом» в котором есть всё, что мне нужно. Казалось, что где-то есть «хорошо», а здесь «я». И, надо «я» с «хорошо» соединить, посредством движения, поиска, бега, какого-либо действия. Но стоило оказаться там, где, казалось бы, волны воодушевления должны были накрыть меня с головой, как этого не происходило. И так было долгое время. Единственное место, которое могло стать для меня эпицентром притяжения моих мыслей, была уютная комната и хорошая книга.
Когда мысль скользила по страницам и в сознании рождались новые миры, происходили невероятные события и часы пролетали за один миг, тогда создавалось ощущение «своего места». И всякий раз, если мне удавалось воспроизвести это состояние, где бы то ни было, я ощущал, что именно в этом месте и именно сейчас мне хорошо. Не место действовало на меня, а я действовал на место, в котором находился.
В произведении Мориса Метерлинка «Синяя птица» дети уходят из дома, чтобы найти счастье. Они уходят, чтобы вернуться и обнаружить, что счастье всегда было при них. Человек ищет нового места и бежит вперед, не представляя, что он бежит за тем состоянием, что может получить прямо сейчас, но не способен себе его дать без посредника (без яркой картинки, смены пейзажа, новых людей). Прямо в этот момент можно ощутить морской ветер и вереницу вспененных ласковых волн, бьющих о берег, теплое, искрящееся солнце. Можно почувствовать всю полноту этого «сейчас». И для этого не нужно никуда лететь, ехать, идти, плестись, ползти. Без готовности человека вобрать в себя жизнь, не может быть ощущения счастья, куда бы он ни поехал.
В йоге тоже проговариваются все эти моменты. Дело не в том, чтобы силиться освоить всю полноту жизни, а в том, чтобы суметь эту полноту раскрыть в себе. У театрального деятеля К.С. Станиславского есть отличное упражнение «Круги внимания». Вот люстра освещает весь зал, и мы видим всё, что происходит на сцене и в зале. Люстра погасла, и зажегся свет на сцене, зал погрузился во тьму и мы видим только ярко освещенную сцену. Но вот погас свет на сцене, и загорелась маленькая лампа на столе. Мы знаем, что вокруг нас огромное пространство, но всё внимание приковано к этому огоньку. Всё остальное исчезает. Уметь сузить свое внимание до маленького огонька или до собственного «я» и есть одна из первых ступеней по нахождению своего места.
Чаще человек стремится не найти себя, он стремится не к маленькому свету, а к ярко освещенному залу, он хочет потеряться в толпе, слиться с общим шумом, не чувствовать себя одиноким, ощущать жизнь, как движение, выскакивать на сцену в свете софитов, заявлять о себе, требовать аплодисментов, кружиться и только так, кажется, можно быть счастливым. Но если погаснут все яркие лампы и ты останешься один на один с собой, при свете маленького фонаря твоих мыслей, что ты сможешь сказать себе? Будет ли тебе интересно и хорошо с собой? Если да, то тогда нет разницы, куда занесет тебя жизнь. Потому что в любом месте, куда бы ты ни пришел, тебе будет хорошо. А если нет? То тогда, любое место будет не то.
Есть время для практики йоги, а есть время для чего-то ещё...
Восточный мудрец Идрис Шах пишет о том, что знание дается не в любой момент нашей жизни, а только в определенный. Должно случиться немало предварительных событий, чтобы в «настоящем» на человека произвела впечатление какая-то ситуация и обрела для него значение. Это значит, что есть моменты для того, чтобы лениться в своей практике и есть моменты для того, чтобы работать над собой. Все эти моменты значимы, так как влияют на дальнейшее движение человека. И все они часть большой практики.
Когда человек изо дня в день повторяет одни и те же упражнения, ходит на работу одним и тем же маршрутом, разговаривает с одними и теми же людьми, то может сложиться иллюзорное восприятие, что жизнь потеряла свое движение. Но если попробовать вырваться из этих ограниченных действий, хотя бы сменой ежедневного маршрута, пойти на работу не старым путем, а более длинным, но не известным, то появится ощущение, что есть за пределами твоего мира, что-то ещё.
Для йоги всё работает также. Есть практика, она стабильна, в ней есть законы, учителя, пособия, упражнения. А есть человек. Человек – это хаос, стремящийся к порядку. Он меняет возраст, работу, круг общения. Он болеет и выздоравливает. Он плачет и смеется. Живет, одним словом. И всё это хаотичное разнообразие силится совмещать себя со стабильной практикой. Хаотичная природа рвется наружу и требует движения, а логический порядок требует дисциплины и повторения. Дисциплина повторения борется с событийностью жизни.
«Артем Михайлович! Я не успеваю к вам на занятия, в прошлый раз я болела, сейчас на работе много всего, дома невозможно заниматься, а себя запускать не хочется!» - что-то подобное я часто слышу от людей. Желание организовать свою жизнь и стабильно посещать занятия сталкивается с непредсказуемыми событиями, которые мешают. Но мешают ли?
Всё, что случается с человеком обладает «потенциальным смыслом». Человек может проанализировать, что с ним происходит и в зависимости от этого анализа, найти в ситуации смысл. Тот смысл, что будет двигать его вперед или тормозить. И работа, и болезнь, и занятия дома – это ситуации, они случаются, их невозможно предсказать, но человек вправе иметь к ним своё отношение. Завал на работе может восприниматься как вызов жизни к проявлению терпения и талантливого решения задач. Болезнь может быть временем для рефлексии, временем для мыслей и отдыха. Домашние занятия йогой могут быть тренировкой воли. Свобода человека в том, что он вправе интерпретировать происходящие с ним ситуации и делать их благом или злом.
В ветхозаветной книге Екклесиаста, есть хорошее высказывание: «Время разбрасывать камни, и время собирать камни; время обнимать, и время уклоняться от объятий; время искать, и время терять; время сберегать; и время бросать». Человек живет во времени и время живет через человека. Не нужно расстраиваться, если наши желания не совпали с тем, что происходит «сейчас». В момент «сейчас» происходит только то, к чему мы готовы, этот момент готовит к последующим. Проблема состоит только в правильном отношении к происходящему с нами.
Спортивный ТыЧок
Спорт предполагает постоянное преодоление себя, достижение новых высот, дисциплину, определенный фанатизм. В йогу идут, думая о том, что йога это мягкое подобие спорта, где нагрузки ниже, свобода выше, отношение деликатнее. Это ошибка. Йога тоже требует преодоления себя, ресурсов, времени и сосредоточенности. Но есть отличие, из-за которого мой путь лежит в йоге, а не в том же фехтовании, к примеру.
По своему опыту могу сказать, что спортивные секции требуют от тебя результата, относясь к тебе, мягко сказать, с пренебрежением. На фехтовании тренер заставлял нас повторять одни и те же элементы по множеству раз, потом мы залазили в пропахшее потом старое обмундирование, надевали на себя маски и тыкали друг друга рапирами до изнеможения. Удовольствия от этого действа я не получал, орал тренер много, любое неправильное действие встречалось невротическим припадком учителя, что пугало всю группу.
В фитнес среде я столкнулся с похожей методикой обучения. Затыркать всю группу нереально, но, просматривая разные фитнес группы, я всегда с удивлением замечал, что тренера подобных секций имели в группе «козла отпущения», которого прилюдно унижали, чмырили за неумелость, высмеивали и т.д. Наверное, по педагогической задумке, это должно было закалить ученика и дать ему прививку от подобного воздействия. И в некоторых случаях это имело эффект. Ученик становился злым, выносливым, саркастичным и продолжал дело учителя. Но чаще я видел обратное явление.
Ни одному тренеру нет охоты работать с ленивым учеником. Мало кому хочется работать с неумехой. Взять к себе слабого ученика может заставить только коммерческий интерес. Когда я занимался классическими танцами, мой тренер настолько хотела побед, что перелупасила, переорала, изощренно поиздевалась над достаточным количеством моих партнерш, что я совсем потерял интерес к танцам и начал задумываться над тем, что это весьма грязный и лицемерный вид спорта. Перед соревнованиями, мы с партнершей ходили на индивидуальные тренировки, где по несколько часов, с особым садизмом, преподавательница создавала себе победу на нашей детской психике.
В йоге инструктор относится к тебе по-человечески, по-моему, это главное отличие йоги от других секций. В фитнесе хорошее отношение может складываться к тебе во многом по причине того, что ты клиент клуба и платишь деньги за тренировки. В йоге тоже есть свои коммерческие деятели, но чаще я встречаю добродушных йогов, как в стенах зала, так и за ними. Инструктор по йоге не будет тыкать тебя упражнениями, издеваться над тобой и всячески самоутверждаться за твой счёт, ему это просто не нужно, а вот среди инструкторов по фитнесу я такое встречал и довольно часто.
Поэтому, если объективно рассматривать, куда отдать ребенка и не испортить ему психику, то лучше йоги вряд ли найти. Я настаиваю на том мнении, что йога закладывает базу для здоровья, потом из йоги можно идти куда угодно и заниматься чем хочется. Но всё-таки желательно и из йоги идти к адекватным преподавателям. Главный критерий адекватности – это отсутствие спортивных тычков.
Потерянные формы
За мокрую осень и холодную зиму животное человек нагуливает жирок и, кутая тело под шубами, скрывает ото всех и от себя растущий живот. Живот округляется, зреет и наличие его обнаруживается тогда, когда жаркая летняя погода вынуждает сбросить одежды и явить его миру. Многие люди хотят избежать жаждущего колобковости тела и всячески его тренируют. Поэтому для некоторых осень-зима это периоды, в которые идет работа по поддержанию и улучшению своих форм, чтобы летом явить себя миру обновленным, улучшенным и «подобным Аполлону».
Явление себя красивого на всех пляжах города всегда сопряжено с риском оставить мирские тренировки и не мучить себя излишними упражнениями, а только вяло покусывать мороженое, лежать на солнышке и вкушать плоды коллективных увеселительных мероприятий среди других людей, стремящихся обрести в себе «тюленя». Есть риск потерять себя на островах великой реки Волги и погрузиться в тушеночно-макаронную вакханалию палаточной жизни. Так провести три великолепных месяца, разбавляя будни молодым вином и наслаждаясь коварным сервелатом.
Забыв про всё и пустившись в гастрономическое приключение, можно не заметить пролетевшего мимо лета и с грустью осмотрев то, что осталось после прекрасного Аполлона стыдливо втиснуться в двери спортзала и виновато коситься на тренера, который вложил в тебя так много, а ты оказался так неблагодарен.
В былые времена моей кудрявой молодости, один талантливый айкидоист говорил мне: «Неделю без тренировок можно компенсировать двумя неделями усиленных тренировок, месяц без тренировок можно восстановить за три месяца, а вот год без тренировок, считай, обнуляет весь твой наработанный опыт. Тренироваться ты должен даже в мыслях». А значит, прощай толстопопая беспечная молодость. Приседай, отжимайся, качай пресс. Весна-лето-осень-зима – всё это время для усиленных занятий. Сегодня пропустишь тренировку – завтра ищи место для второго подбородка нагло вторгающегося в черты твоего лица.
С метафорическими слезами я отпускаю на лето своих детей-учеников, их ждут бабушки, деревни, шашлыки, тонны мороженного, траво-песко-постеле-валяние и нет места в этих каникулах осиротевшему неожиданно коврику для йоги. Три месяца безжалостно уничтожающих нашу с ними годовую работу. Пройдет лето и на группы потянутся круглые довольные дети. Гибкие девчонки вдруг закряхтят, резвые мальчишки будут ворчать себе под нос. И с тяжким трудом будет уходить король летнего бала, его величество «Жир» с хорошо откормленных тел.
И угрожаю пальчиком и пускаю молнии из глаз и бурчу мантру: «Тренируйтесь, не теряйте формы, больше играйте в подвижные игры, гуляйте!». Ведь не успеешь оглянуться, как все твои спортивные успехи жадно будут присвоены себе ленью и нерациональным питанием. А мне очень этого не хочется, хочется Аполлонов и Афродит на своих группах, круглый год, а не сезонно. Амбициозно хочу свой маленький Олимп из красивых и здоровых людей, а для этого надо всем вместе работать над собой и не забывать про то, что тело нуждается в тренировке.
Свобода делать выбор
Основатель философии смысла Виктор Франкл писал о том, что человек попадает в такие ситуации, которых ему не избежать. Но одновременно у него есть свобода выбирать ответную реакцию на происходящее. Так «кто-то» попадает в ситуации, в которых он должен сделать выбор, от которого зависит его дальнейшее будущее. Такие ситуации усугубляются тем, что на принятие решения дается мало времени. Это может быть выбор пойти в техникум или университет, стать учителем или продавцом, уезжать работать в другую страну или остаться на Родине. Такого рода выбор выстраивает личную историю, со своим дальнейшим развитием событий.
Для меня йога это осознанный выбор, но кроме йоги существует ещё множество вещей, которые я нахожу интересными и нужными. И желание захватить сразу несколько сфер, приводит меня к перекрестку, где надо выбрать конкретный путь. Герман Гессе писал: «Быть может, я умру управляющим школой, настоятелем или епископом. Какая разница. А цель такая: быть всегда там, где я принесу больше пользы, где мой характер, мои качества и дарования найдут лучшую почву, широкое поприще. Другой цели нет». Но мне представляется, что при должном упорстве на любом месте у целеустремлённого человека сможет всё получаться. А это приводит к некоторым размышлениям.
За годы «вынужденного» образования, я скопил большую библиотеку, интересующих меня книг. Пока университет требовал от меня выполнения лабораторных по химии высокомолекулярных соединений, я параллельно читал Шопенгауэра «Мир как воля и представление». Проходя практику в Жигулевском заповеднике, одной рукой сушил гербарий, а другой описывал систему йоги для того, чтобы преподавать её на хорошем уровне. Каждый раз жизнь сталкивала и сталкивает меня с выбором, говоря, что нельзя делать сразу несколько дел. Так мне приходится создавать «химер», чтобы любая деятельность превращалась в симбиоз всех умений, которые я наработал.
В прошлом году, получая одновременно три образования в сферах спорта, биологии и философии, ко мне пришло понимание того, что настало то время, когда от чего-то приходится отказываться в пользу более важного. И это весьма тяжелое чувство. Быть свободным выбирать это значит еще, и нести ответственность за свои решения, уметь правильно расставлять приоритеты и владеть даром «своевременности». Выбрав полететь в Париж, ты лишаешь себя всех остальных городов. Выбрав профессию преподавателя философии, ты лишаешь себя возможности стать, к примеру, хорошим врачом. Сделанный выбор погружает в небытие все нераскрытые тобой возможности.
Значит ли это, что путь, по которому ты пойдешь, окажется неверным? Что, если выбор, который ты сделал, был ошибкой? Вопросы эти будут сложными в том случае, если ты не смог ещё найти себя. У Киплинга есть строки:
«Умей поставить, в радостной надежде,
На карту всё, что накопил с трудом,
Всё проиграть, и нищим стать, как прежде,
И никогда не пожалеть о том»
Чтобы ни случилось, какой бы выбор ты ни сделал, и к какой катастрофе или золотым горам это ни привело бы, важно будет одно, что ты за человек. Проиграть или выиграть – это две позиции неуверенности. Нет побед и нет поражений, есть движение сквозь время. Сегодня выбор кажется верным, завтра нет. Характер определяет отношение к этому выбору. Человек с сильным характером обладает свободой не просто делать выбор, но и принимать его последствия с одинаковой стойкостью, будь они положительные или отрицательные. В этой свободе я вижу возможность через выбор (правильный или нет) ещё раз проверить на прочность свой характер и закалить его. Важна свобода не самого выбора, а свобода нашего отношения к последствиям наших решений.
Закон сохранения энергии или «свесив ножки»
Молодая пара с ребенком что-то выбирают в магазине. Ребенок, устав от изнурительных походов, капризничает. Мама формулирует такую мысль, обращаясь к ребенку: «А давай ты папе на шею сядешь, знаешь как там удобно?» - со знанием дела говорит она.
Насколько бы я ни уважал Фрейда за ограниченность его идей, но мне захотелось воскликнуть банальное: «Оговорочка по Фрейду!». Мама хочет, чтобы ребенок не капризничал, но её подсознательное желание «сесть на шею», можно даже расценить как комплимент отцу. Но за каждое «покатай меня большая черепаха» придется платить. В энергетическом плане расчет происходит почти мгновенно.
Поэтому некоторые йоги стараются не вступать в отношения с людьми, исходя из того, что каждое взаимодействие с человеком это «контракт» на получение тех или иных услуг. Оказав кому-то услугу («покатав на шее») ты создаешь для катающегося «долг». Может показаться, что такие долги не придется возвращать, но это не совсем верно. Вернуть придется. Возвращение это может принять самые разные формы. Это может быть форма искренней благодарности «большой черепахе», что катала тебя. Это может быть денежный эквивалент. Это может быть любое доброе дело (не обязательно катающему). Или в случае злостной не платы по долгам – болезнь.
На одном из семинаров по йоге, который проходил десять лет назад, один Учитель раскрывал некоторые тонкости преподавания. В частности возник вопрос долга перед учителем. Если инструктор по йоге добивается больших успехов в практике, то обучая кого-то, он автоматически превращает его в должника. Ученик получает работающие техники, а что он отдает взамен?
Трудно оценить, сколько дал инструктор и сколько придется за это заплатить. Ученик становится должником. А учитель становится кредитором. Он дает ученику такие знания, которые тот не в состоянии оплатить ни денежно, ни энергетически. Ученик вынужден порциями оплачивать свою практику, через отработку разных жизненных ситуаций.
Если обратиться к даосским притчам, то там сплошь одни сумасшедшие духовные учителя. К ним вопрошают: «О, учитель, научи меня технике «Парящего одуванчика»?». На что учитель отвечает что-нибудь вроде: «Только тот познает технику «Парящего одуванчика», кто мысль свою сможет обратить саму на себя и, созерцая пространство, будет видеть и не видеть его одновременно». И всё. А ученик пусть теперь ломает голову, что там наплел этот полоумный дервиш. Это называется учить загадками. Учитель оставил ключ, который поможет в том случае, если ученик совершит работу по добыче знания. В буквальном смысле, если бы учитель рассказал технику, то ученик был бы должен. А в этом случае, либо сам ученик добудет для себя знание, а потом в качестве платы искренне поблагодарит учителя за то, что тот дал ему направление. Либо ничего не поймет и таким образом не останется должен, а также ничего не заплатит.
Сесть на чью-нибудь шею и свесить ножки не получится. Не бывает бесплатной учебы. Так же как любое общение это обмен энергией. Если этот обмен взаимовыгодный и обогащает обоих, то оба остаются в плюсе. Если же один думает, что сможет тянуть всё на себя и «вампирить», то ему придется платить по долгам крайне мучительно, негативными жизненными ситуациями, болезнями, несчастьями родственников. А тому с кого стянули энергию не по праву, она вернется в виде неожиданных сюрпризов, удачных ситуаций, хороших людей. Это закон сохранения энергии.
Как работать со «временем»
Если рассматривать человека, как саморазвивающуюся систему, то можно открыть целый ряд возможных действий, раскрывающих личность в разных сферах. Мне встречаются люди, которые сводят безграничность вариантов своего раскрытия к мысли о бессмысленности жизни. Эти мысли посещают эмоционально вовлеченного человека, переживающего происходящие с ним события, но при этом не способного подняться над этими событиями и увидеть, что положительного они могут принести.
Погруженность в переживания своей беспомощности приводит к тому, что человек перестает развиваться и узнавать новое. Чувство апатии становится тем «действием», что забирает время. А время ценный ресурс. Проблема заключается в том, что этот ресурс трудно распределить. Чувство беспомощности возникает от того, что времени много, но на что его тратить непонятно. Непонятно, во что вложить своё время, чтобы в будущем увидеть правильность своего выбора.
Желание действовать возникает только тогда, когда есть подкрепляющий мотив. Упрощенно, как говорят детям: «Помой посуду, получишь сладкое». Ребенок тратит время, зная, что потом получит вознаграждение. Другой пример: «Защити диплом и …». После многоточия полная неопределенность. «И положи его на полку», «И иди работать по специальности», «И продолжай учиться дальше», «И ощути невостребованность твоей специальности» - вариантов много. Время, которое ты вкладываешь в обучение, может не окупиться, а человек с детства не привык работать без отдачи.
Тоже самое с йогой. Не может быть такого, что ты пришел на два занятия и теперь ты красив, силен и гибок. Нужна каждодневная работа. А работа – это время. Ты тратишь время на «образ» будущего тебя, без возможности заглянуть в будущее и проверить результат. Неудивительно, что пропустив несколько тренировок человек, не появляется на занятиях. Упущенное время демотивирует сильнее всего. Пропустил тренировку, не поступил в вуз, не задал важный вопрос, не извинился, когда надо было. Время утекает, события сменяют друг друга и единственное, что можно в этом случае делать, это работать на опережение. «Ну, а здесь, знаешь ли, приходится бежать со всех ног, чтобы только остаться на том же месте, а чтобы попасть в другое место, нужно бежать вдвое быстрее» - говорит королева в произведении Льюиса Кэрролла.
Итак, вывод первый: «Решать задачи не по мере их поступления, а с их опережением». Занятие йогой – это опережение. Занимаясь сейчас – ты не разваливаешься завтра. Читать книги – это опережение. Читая сейчас – ты понимаешь больше завтра. Диплом – это опережение. Получишь его сейчас – проще устроишься на любую работу потом. И так далее.
Предположим ресурс времени схвачен. Ты работаешь в момент «сейчас», и все дела в последующем у тебя получаются проще, даже более того, ты успеваешь в несколько раз больше, чем окружающие тебя люди. Но возникает другая проблема – это направленность твоей работы.
К примеру, передо мной сейчас много открытых дорог, каждая из которых требует времени. Пока удается идти по всем направлениям сразу, но чем дальше движение, тем сильнее эти дороги расходятся и уже трудно делать выбор из множества разнонаправленных проектов. Бессмысленность жизни в 21 веке, возникает чаще в избытке времени. Но тут появляется другая проблема «проблема гиперосмысленности» при недостатке времени. Как охватить всё и расширить свои возможные действия во все стороны, а не только в одну. Во множестве уникальных для тебя «смыслов» схватить тот, который станет ведущим.
Здесь главное не мелочиться. Чем меньше мотив твоей деятельности, тем меньше отдача. Мотив стать ученым – это ограниченный мотив. Мотив стать грамотным тренером – это ограниченный мотив. Ограниченные мотивы хороши тем, что они помогают достигать успеха в конкретной отрасли, но это происходит за счет перекрытия других областей. Другое дело, если поставить главным мотивом – мотив эрудированности, мотив любви к живому, мотив справедливости и т.д., то тогда возможно развиваться в любой деятельности независимо от того, куда тебя занесет жизнь. Банально, но мотив «быть хорошим человеком» гораздо продуктивнее мотива «материального обогащения».
Вывод второй: «Наполни себя великим смыслом». Если у тебя есть великий мотив, то любая дорога хороша, так как время ты вкладываешь не в предмет (яхта, дача, золото), а в ценности отношения, заботы, любви, счастья и т.д.
Вот два инструмента владения временем. Время в момент «сейчас» и работа в присутствии личного смысла. Имея эти два инструмента, можно не бояться неопределенности.
Дано, но не тебе
Мир – это безграничность возможностей. Не все эти возможности могут быть видны глазу, многие из них скрыты. Их сокрытость не означает, что они отсутствуют. Простой пример – сеть беспроводного интернета, который везде, но который ни потрогать, ни ощутить нельзя, кроме как через телефон, компьютер, планшет. Чем больше у тебя знаний о мире, тем шире возможности. Но эта широта зависит и от того, чем наградила тебя природа. Некоторым людям от природы дано быть гибкими, сильными и выносливыми. А кому-то даны другие способности.
У меня отец любил говорить, что, если у тебя что-то не выходит, то это «что-то» дано, но не тебе. Глядя на птиц, я осознаю потенциальную возможность полета по воздуху, но, сколько бы я не махал руками, взлететь не смогу, хотя каждый день наблюдаю, как какой-нибудь малообразованный воробей делает это с лёгкостью. Также мне недоступны возможности среднестатистического индейца Северной Америки, потому что родился я не в том месте и не в то время. Некоторые микроорганизмы живут в жерле действующего вулкана, другие обитают под вечными льдами, и в том и в другом случае я просто погибну. Каждый микрон пространства вибрирует от миллиарда возможностей живой и неживой природы. Но не все возможности доступны любому человеку.
В скандинавской мифологии тот, кто узнавал тайные руны, мог управлять стихиями. Знание рун открывало для человека иной способ взаимодействия с действительностью, где он мог владеть силами природы. В йоге достижение «самадхи» гарантировало слияние с природой, что открывало все её тайны и всё её многообразие. Человек всегда чувствовал, что может больше, чем умеет.
Подобное озарение и ощущение собственного величия чувствовали, вероятно, создатели атомной бомбы. Потому что, зная ряд уравнений и смешав определенные вещества (чем не магия?) можно было разрушить всю Землю массой 5.97×10²⁴ кг, уничтожив более 6 миллиардов людей и незнамо сколько миллиардов живых существ. В детской советской энциклопедии автор мечтательно пишет, что в будущем атомную энергию можно будет получать прямо из воды. С помощью этой энергии можно будет не то что обеспечить всех людей Земли, теплом, электроэнергией и пищей, но и сдвигать планеты с орбит или разрушать их. Может быть, мы не можем жить в жерле вулкана, но можем, при желании, этот вулкан разрушить до основания. Тоже своеобразная возможность.
Итак человек обладает ограничено-безграничными возможностями. Каждому человеку повезло родиться уникальным. Гены мамы и папы так причудливо переплетаются, что могут дать ребенка отличного от родителей и больше похожего на какого-нибудь прапрадедушку, который был поручиком и имел весьма скверный нрав. Рождаясь, человек получает чемоданчик генетических предпосылок. Отказаться от этого «подарка» можно, но очень тяжело. Эти предпосылки рождают возможности. А человек либо пользуется ими, либо нет.
Так на йогу приходят разные люди, с разным опытом. Равновероятно, что каждый из них может добиться успеха в практике, если будет учитывать особенности своего организма. Главное, что нужно понять, это в чём твои сильные и слабые стороны. Сильные стороны нужно развивать, слабые укреплять. И важно «знать меру». Человек хоть и может сдвинуть ось земную, но это не повод перегружать себя упражнениями не по своей физической форме.
И ещё одна банальность – «нужно принять себя». Проблема состоит в том, что вся фитнес индустрия дает образец на который нужно равняться. Но то, что «дано», мускулистым, круглопопым людям с рекламных плакатов, не доступно всем. Моё тело – мой храм – моя религия. Это значит образцов нет, я строю себя сам и привожу себя в физиологическую норму, соответствующую моим возможностям.
Определив сильные и слабые стороны, узнав меру и приняв себя, я начинаю работу. И эта работа расширяет мой горизонт. Появляются упражнения, навыки, умения, раньше недоступные, а теперь получившие «данность» в моем опыте.
Не дано человеку летать, жить у ядра Земли или поворачивать голову на 360 градусов, но у человека есть свои возможности, как физические, так и умственные. А значит каждому человеку «дано» что-то его, принадлежащие только ему опыт, навык и умения. Кто-то хорошо рисует, кто-то быстро бегает, кому-то нравится писать стихи, у каждого есть свой талант, пусть даже человек ещё об этом не догадывается. Нужно ловить свои возможности.
Утраченные связи
«Мы же увидимся, если получится?...» - спрашивает меня дошкольник, который теперь пойдет в первый класс и неизвестно в какую школу. «Если получится – увидимся» - отвечаю я. А что ещё ответить? Педагогическая деятельность заключается в том, что одни лица сменяют другие. С кем-то я успеваю познакомиться на занятиях по йоге, а с кем-то нет.
Бывает, иду по улице в школу, а кто-нибудь ко мне подбегает и кричит: «Здравствуйте!», а я напрягаю память, чтобы вспомнить, когда этот ребенок у меня занимался. В ответ на автомате: «Здравствуй… Ксюша!». «А её точно Ксюша зовут?» - думаю про себя.
С некоторыми учениками я остаюсь в дружеских отношениях. Кроме йоги есть много общих интересов и тем для разговоров. Любопытно, чем живут ребята, куда двигаются. Эти связи тоже постепенно теряются.
Шел недавно с работы и услышал девчачьи голоса, три девочки из седьмого класса куда-то направляются. Две кричат мне: «Здравствуйте!», а третья тихо спрашивает: «А кто это?». «Это наш инструктор по йоге Артем…Евгеньевич» - говорит одна. Другая возражает: «Артем Михайлович, ты чего забыла?». Я сам себя на мысли поймал, что не помню, как зовут моих учителей, не всех конечно, но мой мозг почему-то не считает эту информацию нужной для хранения.
Вот и выходит, что «связи» между учеником и учителем устанавливаются непрочные. Школа на этом и не настаивает. Учитель, преподаватель, инструктор по новым стандартам оказывает «образовательные услуги» и дружить с ребенком вовсе не обязан. Но учить без «личного» отношения невозможно. Дети с родителями проводят меньше времени, чем с учителями в школе. Если учитель будет относиться к ребенку, как к одному из многих и оказывать услуги по обучению, то он совсем упустит из вида, что перед ним не просто ученики, но и уникальные личности. У каждого есть увлечения, своя позиция по тому или иному вопросу, каждого что-то волнует. Мне иногда просто интересно послушать, что у ребят происходит в школе, если дать им возможность они очень многое смогут рассказать.
Человек может не уметь выполнять стойку на голове, но быть отличным собеседником. Ребенок может быть плох в математических науках, но как увлекательно он может рассказывать о том, как нужно ухаживать за хомяком. И ещё много примеров. Мне очень жаль, что «связь» с учениками теряется. Как будто мы собрались, сделали дело (к примеру, выучили позу дерева) и разошлись. И больше никто никого знать не хочет. Это неправильно. На мой взгляд, всякая деятельность, а тем более йога, должна быть закреплена дружескими отношениями в группе.
У меня много друзей, которые перестали быть друзьями. Срок годности истек, наверное. Кто-то был другом на лето, кто-то был другом во дворе, где-то были друзья по секциями, а сейчас их нет. «Нет» до такой степени, что даже, когда я натыкаюсь на их профили в социальных сетях, у меня не возникает желания завязать с ними диалог.
Потерять связь, одна из самых неприятных штук, которые могут произойти. Однажды собралась компания моих когда-то хороших друзей. Я после школы ушел в университет, они пошли в техникумы. После пяти минут общения, стало ясно, что нам не о чем разговаривать. Собрались совершенно чужие люди, у которых есть общее прошлое, но нет общего будущего. Эти связи трудно восстанавливаются.
Возвращаясь к вопросу дошкольника: «Мы же увидимся, если получится?...», отмечаю, что очень многое в этом «получится» зависит от нас. Мы выбрали общим интересом «йогу» и, если этот интерес не угаснет, то мы обязательно увидимся на тренировках, и будем строить прочные дружеские связи, надеюсь, длиною в жизнь.
Зал ожидания
Так географически сложилось, что мои работы всегда находятся далеко от того места, где я живу. Мой марафон на работу проходит через пробки, смену транспорта, глубокие ямы, мелководье коммунальных луж, гаражи, рельсы, арки, дворы, детские площадки и т.д. Спортивно летя на работу, я всё равно опаздываю и прихожу к двери своего зала, когда там уже разбит лагерь цыганского кочевого племени детей. Куртки, коврики, кофты, тетради, упаковки от шоколадок, сваленные в одну кучу становятся пристанищем обманутых инструктором ребят. Под укоризненные взгляды мальчишек и девчонок, я впускаю всех в зал, куда дети благополучно втаскивают свою кучку одежды.
К сожалению, как бы я ни хотел, не успеваю быть всегда вовремя, хотя водители моих карет очень стараются, а ноги несут меня со всей возможной скоростью. Однажды даже было так, что недожавшаяся меня девочка, встретив меня у порога школы, с горечью маленькой женщины, прокричала мне: «А я вас ждала, а вы не пришли!». Конечно, не все дети так быстро сдаются, некоторые даже знают мой телефон. Так на бегу, отвечаю в трубку: «Скоро буду!» и в ответ слышу эхом передачу моих слов ребятам в «зале ожидания».
Конечно, всё зависит от нас. Может, есть у меня подсознательное желание опаздывать. Помню, в младших классах очень боялся опоздать на урок, ведь учитель тогда прилюдно скажет: «Чагой-то мы опаздываем?». А я, краснея, буду что-то лепетать, под пристальным вниманием всего класса. Но в старших классах, уже специально опаздывал, выработалось желание «не боятся опозданий». Вырабатывал в себе спокойное отношение ко времени. Поэтому сам научился долго ждать, но и приезжать стал позже.
Это не касалось важных событий, здесь всегда была своевременность. Но в любых других ситуациях спокойное отношение ко времени сохранилось. В какой-то из зимних дней впереди сломался трамвай, а я ехал на какое-то собрание, которое не считал значимым. Люди побежали на выход стали заполнять остановки и я тоже в какой-то момент побежал… Но потом остановился и задумался, а было ли в моей жизни хоть раз, чтобы я не побежал со всеми? Ну, пропущу я собрание и что? Заставил себя сесть, потом достал книгу и читал до тех пор, пока поломку не устранили. Это были, наверное, самые спокойные тридцать минут, которые можно получить в бешеные будни. Ощущение безвременья. В конце концов, тот, кому нужно дождется меня или сам приедет, а тот, кто нервничает и куда-то бежит не тот человек, с которым мне хотелось бы вести дела.
Безусловно, если от тебя зависят чьи-то судьбы, то тут отношение совсем другое, но если ты из-за каждой мелочи нервничаешь, то здесь явно требуется работа над собой. Были такие моменты, когда мои опоздания были вовремя. В университете все приедут пораньше, чтобы поймать преподавателя, а я еду с сильным опозданием, а потом встречаю этого преподавателя по дороге в университет, тоже спокойно идущего на занятия, спрашиваю у него всё что нужно и уезжаю домой. Или вдруг ощущаю, что мне не следует уходить из какого-нибудь места, хотя дел у меня там нет, и сижу там по велению интуиции, пока не приходит какой-нибудь знакомый или давно необходимый мне человек. Ощущение времени.
Так или иначе, у всего есть своё время. Гораздо лучше не мыслить категориями опоздал или категориями успел. Лучше говорить вовремя и не вовремя. К примеру, мне несложно писать одну творческую заметку в день, хотя если бы было нужно, то можно и две, но сейчас моё время занимает один длинный, но важный проект, над которым я буду работать до конца июня. Поэтому заметки по йоге буду делать немного реже. Своевременность.
Опаздывать, конечно, плохо. Но чувствовать время и опаздывать вовремя – это нужное качество, которое мы приобретаем методом проб и ошибок. А ещё хорошо иногда посидеть в «зале ожидания» и ощутить себя вне времени. В любом случае требуется более спокойное и ровное отношение ко времени.
На по пути
Когда я смотрю на своих учеников, то думаю, насколько им везет, и как они этого не понимают. Ведь каждый из них уникален, каждому открыты миллионы возможностей и вместе они могут покорить любые вершины. Они могут стать единой командой и остаться друзьями на всю жизнь. Могут вместе совершить много великих и добрых дел.
Педагогу дан невероятный дар объединения. Не воспользоваться им – большая глупость. Мне хотелось бы, чтобы в будущем мои ученики не теряли друг друга, а продолжали общаться. Пусть йога станет общим интересом и местом сборки, но основным мотивом будет увидеть своих друзей. Если ребята научатся помогать друг другу и поддерживать друг друга, то они станут настоящими и верными друзьями.
Мы создаем друг друга. Каждый человек это проект. Вместе мы можем становиться сильнее, взращивая силу друг в друге, или слабее отдаляясь друг от друга. В первую очередь следует научиться быть вместе с людьми. Научиться чувствовать с кем тебе «в одну сторону». Если ты не можешь быть открытым для других людей, то вуз, работа, увлечения с трудом дают общность. Никакие знания не будут нужны, если рядом не будет родных и близких по духу тебе людей.
Несмотря на социальные сети, полные людей города, тесный транспорт в час пик, есть ощущение одинокости, хотя люди стоят так близко, что ближе уже невозможно. И эта психологическая отделенность от других гораздо более весомая преграда, чем любые расстояния или материальные объекты. Преодолеть эту границу легче всего в детском возрасте. Дети способны перешагивать через личные пространства, консервативные взгляды, устоявшиеся нормы. И поэтому мне нравится с ними учиться. Мне очень повезло, что йога это та площадка, на которой мы с учениками образуем общую дружескую атмосферу.
Я уверен, что самое главное – это объединение. Сила людей состоит в их единстве. В крепкой семье, в дружном коллективе, в надежных товарищах. Если у тебя появляется возможность объединять людей, то нужно это делать. Это необходимо делать. У каждого ученика свой путь, свои цели, своё будущее, но мне очень хочется, чтобы нам было по пути.
Возможен ли в йоге мгновенный результат?
Как бы вы отреагировали, если бы вам предложили вложить свои усилия сейчас и работать каждый день, а вознаграждение за свой труд получить через пять лет, а может быть и позже? Когда мне делают такие предложения, я ищу подвох. Не хочет ли меня обмануть этот улыбающийся инструктор? Если я вкладываю свои силы и время, то хочу получить эквивалентную отдачу как можно скорее. Но йога так не работает. В йоге нет мгновенного результата.
У меня есть друг, который принципиально не пойдет на занятия йогой. Обосновывает это тем, что научиться за одно занятие он ничему не сможет, а чтобы получить эффект, ему придется долго ходить. Вот другое дело качалка. Походил два-три месяца и результат виден всем. А ведь известны йоги, которые по двадцать лет ходят на занятия и выглядят также как вначале практики (хотя способность сохранить своё тело тоже дорого стоит). Так в чем же прелесть этой «гимнастики», если результат малозаметен?
«Если я чего-то не вижу, это не значит, что этого нет».
Когда меня начинали учить, то доносили мысль, что каждое моё занятие это крупица золота и чем чаще я занимаюсь, тем «богаче» становлюсь. При умеренной практике в одно-два занятия в неделю увеличивается выносливость, стрессоустойчивость, гибкость. Чем выше качество занятий, больше времени и тренировок, тем невероятнее получаемый результат. По воде вряд ли научитесь ходить, но метаболизм улучшить, очистить организм, устранить проблемы с желудочно-кишечным трактом, сердечнососудистой и мочеполовой системами запросто. Сейчас много людей страдают от скрытых проблем с сердцем и ЖКТ, у йогов эти проблемы встречаются редко. Такой результат достигается многолетней работой со своим телом. Работа внутренних систем незаметна, но она идет.
«Практика духовная»
Практика йоги изменяет не столько тело, сколько самого человека. Научиться расслабляться, не создавать мышечных зажимов и застоев крови, нужно для того, чтобы организм не просто функционировал, а делал это эффективно. Чем сильнее человек «зажат», тем больше возникает у него проблем не только в сфере здоровья, но и в самовосприятии и в общении с другими людьми. Что приводит к ноогенным неврозам. Психическое и духовное здоровье тоже не видно глазу, но правильная практика йоги позволяет через тело научиться получать удовольствие от жизни. Напрягаться и расслабляться там, где нужно. Контролировать свои эмоции и чувства. Некоторые посещают йогу только ради хорошего самочувствия.
«Большие достижения не показатель полезности»
Если человек может закрутиться в кренделек, стоять на одной руке или не дышать пять минут - это всё круто, но это не йога. Йога может дать побочный эффект в виде этих способностей, а может и не дать. Достаточно много случаев, когда в погоне за сложным упражнением или за новым дыхательным рекордом человек терял здоровье. Йога работает с телом, изменяя его без травмирующих деформаций. И, это может быть многолетнее изменение.
Возможно, йога не дает мгновенного результата, но мне кажется, вполне терпимым потратить несколько лет своей жизни на каждодневные тренировки, чтобы хорошо себя чувствовать, не иметь проблем с внутренними системами организма и получать удовольствие от практики йоги. «Не жизнь для Йоги, а йога для Жизни».
Индийский колорит или йога для антрополога
Часто возникает вопрос, особенно у родителей учеников, о моей погруженности в йогу. Наверное, раз мне повезло преподавать этот предмет, я читаю веды, пою мантры и с трепетом развешиваю дома портреты индийских богов. Йога = индийский колорит.
Ссылаясь на свои образования, я объясняю, что как естественнику-биологу, мне ближе скептики, чем религиозные фанатики. Как гуманитарию-философу мне скорее интересна Западная философия с Гегелями, Ницшами, Витгенштейнами, чем восточная (при всем моем уважении). Т.е. моя йога – это йога антрополога. Так как антрополог это тот, кто работает на стыке естественных и гуманитарных наук. Мне интересна скорее биомеханика йоги и её практическая польза для детей и взрослых.
Это не значит, что я не разбираюсь в восьмиступенчатой йоге или что Махабхарату я не читал. Это не значит, что мне не нравится слушать мантры или любоваться изображением Шивы. Просто отношение к этому иное.
Во времена глобализации пора уже привыкнуть к постмодернистскому хаосу и смешанности стилей, когда пение мантр может сочетаться с Dubstep обработкой или когда в традиционных нарядах индийцев может щеголять тот, кто об Индии не знает ничего. Для кого-то Ганеша – это человек с головой слона, для кого-то божество, а кому-то хочется майку с его изображением, потому что прикольно.
Индийская культура нравится как культура. Нравится изучать её людей, разбираться в подробностях войны и наставлениях Бхагавад-Гиты. Так же, как нравится рассматривать православные храмы или иконы, потому что это наследие человечества и это культурное богатство людей.
Для меня не стоит вопрос фанатизма йоги или нездорового интереса к религиозным текстам. Есть люди, для которых это неотъемлемая составляющая практики, так же, как есть те, кто йогу рассматривает только как фитнес. Это разные взгляды на систему. Мне кажется, нужно учитывать культурный опыт и сохранять традиции йогического учения, но главное, чтобы система работала и приносила пользу людям. Адекватность и простота.
Мышиное золото или "15 рублей за штучку"?
Йогу всегда связывают с духовность. А за духовностью видят абстракции, такие как: любовь ко всему живому, принятие других людей, душевную гармонию и т.д. Эти абстракции рождают ряд привлекательных образов, которые очень притягательны, но трудно реализуемы. Часто от красивого понятия образуются только возвышенные мысли, громкие слова и благородные жесты, которые могут быть напрямую не связаны с духовными практиками.
Моим любимым примером являются недобросовестные йоги. Современным йогам, как и всем людям, хочется кушать. И хотя начало йогической практики это всегда духовный путь, продолжение её не всегда оказывается бескорыстным. Семинары, книги, диски, мастер-классы проводятся под абстракцией «помощи людям». Йоги древности не сталкивались с проблемой пропитания по той причине, что считалось почетным отнести какой-то дар мудрецу. Настоящее время – это время бартера. Отдавая деньги, которые есть эквивалент моего труда, я хочу получить товар (морковку, ботинок, компьютер и т.д.). Товар может быть нематериальным, но тогда он должен быть здесь и сейчас – концерт, салют, шоу, праздник.
Даже фитнес монетизируется лучше, чем йога. Потому что стать накаченным и гибким можно быстро, а йога требует уж слишком много времени. Поэтому получается противоречие между духовностью йоги и материализмом йоги. Глобальный философский вопрос: «Что же первично материя или дух?». Т.е. люди согласны попробовать индийскую гимнастку с претензией на возвышение личности, но платить за что-то, что не дает быстрого результата или хотя бы какого-то продукта, кажется нелепым.
Проблема эта не только йоги, но и всех направлений так или иначе связанных с гуманитарной отраслью. Всё что занимается духом и душой априори воспринимается бескорыстно. Человек не станет возмущаться, если с него на кассе потребуют деньга за мешок картошки. Картошку он домой принесет и съест. А йогу он куда принесет?
Материализация йоги началась относительно недавно. С того времени, как индийские йогические дилетанты проникли на запад, куда принесли йогу, как диковинную систему с философским уклоном. Тогда йога стала продаваться ни как система оздоровления, а как мода. Йогой заниматься модно. Это придавало статус в глазах пресыщенной фитнесом публики. Для йоги не нужно вообще ничего. Можно заниматься ею даже на голом полу, эффекта она не теряет. Но предприниматели и тут нашли, как йогу превратить в вещи. Його-коврики, спортивная одежда для йоги, не скользящие носки, кирпичи, ленты, подушки, пледики, його-каши и т.д. Произошел перелом, когда йога из оздоровительной системы превратилась в товар со шлейфом модности и со своими примочками.
И я не вижу в этом ничего плохого. Мир меняется. На бирже труда не требуются мудрецы и философы. И чтобы как-то выжить в этом овеществляющемся мире, духовным системам пришлось преобразовать себя. Другое дело, что мне не нравится лицемерие. Когда за помощью людям или за желанием сделать мир лучше скрывается обычное желание обогатиться. Куда проще и честнее было бы сказать: «У нас есть товар в виде древней оздоровительной системы, которая работает. И мы готовы предоставить свои услуги по обучению техникам за плату». Чем: «Если ты хочешь найти гармонию с самим собой, познать себя и понять свое предназначение, приходи к нам!» и внизу мелким шрифтом «цена семинара n-золота».
Это похоже на то, как к нам с другом на набережной подошла бабушка с видом ангела и предложила: «Ребята, я хочу угостить вас пирожками!». Опешив от такого невиданного чуда, мы впали в ступор. А бабушка вытащила пирожки и произнесла, то, ради чего забросила нам свой сентиментальный концепт: «15 рублей за штучку». Т.е. «угостить» и «15 рублей за штучку» стоят также близко как «пропаганда духовной щедрости» и «тысяча рублей за семинар».
Люди неглупые и всё прекрасно понимают. И такой обман мне неприятен. Если за абстракциями стоят конкретные дела и эти дела действительно приносят пользу людям, то тут у меня претензий нет. А если меня через абстракцию пытаются развести на деньги, то очень обидно и неприятно. Поэтому я за честную йогу. Плата за грамотные занятия и опыт. Абстракции от сердца, а не для привлечения клиентов.
«Мы делили апельсин…» или почему волку досталась кожура?
«Апельсинов» всем не хватает. Значит ли это, что не для всех людей есть своя «долька»? Что, если ты и есть тот волк, которому кожура? Зачем волку апельсин?
В мультфильме «Апельсин» можно наблюдать картину дележа оранжевого плода группой зверей, столпившихся вокруг пенька. Конфликт мультика заключается в проникновении волка на закрытый банкет и его желании единолично съесть сладкий фрукт.
Ребенок, которому посчастливилось увидеть это мультипликационное произведение должен сделать вывод, что быть жадным - плохо. Когда ты в группе, то можно навалять волку или обхитрить его. Со своими надо делиться. И это всё верно, но есть три момента:
Мафия зверей. «Много нас, а он один!»
Делить всё поровну важно. Но тогда возникает вопрос, как сделать так, чтобы досталось всем? Что бы случилось, если при разделении апельсина, кожура досталась бы бобру, а не волку или любому другому участнику? Дети этот момент хорошо улавливают. Ребят много, а шоколадка одна. Людей много, а ресурсов мало. Т.е. всегда будет тот, кто «останется с носом». И для этого не обязательно быть жадным и злым, можно быть добрым и хорошим, всё равно долек ограниченное количество. Главное быть в большинстве. Бобер хитро говорит, указывая на волка: «Много нас, а он один».
Касты. Бобер отнимает последнее.
Можно попробовать вырвать свою долю. Что и попытался сделать волк в мультике. Ведь даже при условии, что он бы вежливо попросил поделиться, то это ничего бы не изменило, всё уже поделено. Следует ли из этого, что каждому человеку положено что-то своё? И, если ты получил кожуру, то это то, что ты заслужил? Кастовый вопрос. В Индии было разделение на чернорабочих, торговцев, воинов и учителей. Каждая каста получает только свои привилегии. Поэтому «эта долька для утят», «эта долька для котят». А повезло тебе быть прокаженным, ешь свою кожуру, мерзкий волк. Бобер забрал последнюю дольку, а волк остался ни с чем.
Дискриминация по волчьему признаку.
Дилемма достойная Георга Зиммеля с его произведением «Как возможно общество?». Неужели небесная гармония заключается в таком распределении мест? «Каждому своё»? Волкменьшинство. К такому неутешительному выводу может прийти юный зритель. Во всяком случае, он поймет, что если вовремя со всеми не сдружиться, то тебе может ничего не достаться. Делить будем всё между своими, а чужие пусть с голоду умирают. Вот такая объединяющая синергия.
Всем долек не хватит. Но нужно же видеть другие перспективы. Я не считаю, что всё строго предопределено. Виктор Франкл пишет, что человек просто гонится за какими-то призрачными целями. Зачем хищному волку апельсин? Аналогично, зачем тебе много денег, когда твоё счастье вообще в ином? Почему ты должен участвовать в дележке того, что тебе вообще не нужно? Волк, на этом празднике жизни, мог этих апельсиновых угнетателей самих съесть и дело с концом.
Вероятно, те, кто тебе кожуру подсовывают и говорят, что это твоя судьба, не раскрывают твою личную миссию, а пытаются навязать удобный им тип поведения. Волку досталась кожура только по одной причине: он зачем-то поверил в то, что ему был нужен апельсин. Так же, как некоторым людям достается незавидная судьба, потому что они поверили, что им это уготовано.
Цезарь на отдыхе
Всем известна история о том, что Цезарь мог выполнять несколько дел одновременно и эти дела у него получались одинаково хорошо. Сейчас Цезарю пришлось бы выстоять жесткую конкуренцию с человеком новейшего времени. В XXI веке мало выполнять несколько дел одновременно, мир требует иного. Он требует существования в ситуациях многозадачности или как об этом писал Ульрих Бек «жить в обществе риска». Т.е. принимать решения в постоянно изменяющихся условиях.
Цезарь теряет очки.
В римской действительности не было таких информационных потоков, которые существуют сейчас. В настоящее время все люди связаны социальными сетями. Поэтому ситуация одновременного множественного диалога или полилога – это обыденность. В одном сообщении ты можешь писать другу о переносе встречи, в другом предупреждать начальство об опоздании на работу, в «общем диалоге» обсуждать университетские задания с сокурсниками и всё с промежутком в несколько секунд. Кроме того, ты ещё одновременно двигаешься в транспорте, передаешь за проезд, удерживаешь себя от падения и следишь за остановками. В промежутках между диалогами и реальностью просматриваешь новости, фотографии, ролики на YouTube и путешествуешь по плей-листу.
Римский лидер пакует чемоданы.
Можно сказать одна только поездка куда-либо включает столько рабочих моментов и ситуаций выбора, что человек античности впал бы в ступор от стольких действий. Приведу пример на себе. Добравшись до работы, я должен адаптироваться под изменения там, сколько человек пришло на занятие йогой, кто пропустил, почему, кому из родителей мне следует позвонить. Заглядывает заместитель директора: «Артем Михайлович, зайдите ко мне». Оказывается, нужно заполнить много документов в короткий срок и решить вопросы с множеством людей. Пока бегаю по кабинетам, разбираюсь с детьми и решаю бумажные проблемы, продолжаю формулировать тексты для городского праздника, в котором участвую. Звонок по телефону. Научный руководитель моей кандидатской диссертации назначила встречу на пятницу, должны быть готовы графики, надо думать, когда их можно сделать. Прихожу домой, пишу замету по йоге или текст для праздника, минус 2-3 часа. Кроме этого нужно покушать, поспать и желательно отдохнуть. И так семь дней в неделю.
Цезарь отправляется на отдых.
И это малое количество заданий, которые выпадают за неделю. Кроме этого есть ещё задания неоднозначные. Какой работе следует уделить больше внимания? Стоит ли попробовать поработать ещё в каком-нибудь месте? Когда выделить время на саморазвитие (книги, личные тренировки, освоение чего-то нового)? Семейные вопросы: у кого праздник, что просила сделать бабушка, что у кого сломалось, когда чинить, встретиться с дядей и сестрами? Ехать на встречу с друзьями или занять это время чем-то ещё и т.д.? А есть же ещё и духовный поиск… По сравнению с современным человеком, Цезарь - весьма ленивая личность.
Жаловаться на отсутствие времени непозволительная роскошь. Время – это ресурс, которым нужно уметь распоряжаться. Поэтому, когда я слышу: «У меня нет времени на йогу» - это вызывает улыбку. Если не хватает на что-то времени, значит, неверно его распределяют. Всегда должно быть время для здоровья (если нет здоровья, то и всё остальное не нужно). Всегда должно быть время на умственный труд (тренировать мозги так же важно, как и тело).
Проблема современности не в том, что мы стали как Цезари, а в том, что нужно научиться различать важные и неважные дела. Ты можешь делать множество дел одновременно, но если они не влияют положительно на твое физическое, душевное и духовное здоровье, то в такой множественности – нет необходимости. Сейчас нет вопроса: «Как делать множество вещей одновременно?». Есть вопрос: «Какие вещи необходимо делать одновременно прямо сейчас?».
Формальная йога или "гореть своим делом"
Приближаясь к концу первого тома сочинений В.В. Розанова, натолкнулся на тему раскола русской церкви. У меня к религии своё отношение. Если очистить религиозный акт от внешних атрибутов и оставить только внутреннее содержание, то религия – это, в первую очередь, искренняя вера в определенные ценности. Людей с ценностями я всегда уважал. Не уважал и не уважаю тех, кто под прикрытием ценностей преследует меркантильные цели. Поэтому сочинение Розанова скорее заинтересовало меня с точки зрения того, как в людях рождается духовность и куда она девается.
Продать веру за хлеб.
Для йоги – это больная тема. Мне с определенной периодичностью поступают приглашения на семинары, йога-туры, выступления духовных учителей и т.д. Приглашения бывают в форме требования: «Приди-заплати-одухотворись». Иногда такие семинары выглядят как мольба о помощи. У «духовного учителя» кончаются деньги, и он всеми силами пытается сформировать потребность у людей посетить его семинар, иначе ему нечем будет питаться.
К слову сказать, тот же Розанов хоть и был писателем-философом – умер в нищете. Духовность не всегда идет об руку с достатком. Поэтому есть опасность в погоне за деньгами растерять искреннюю веру в свои ценности. Или наоборот, борясь за принципы умереть от голода. Отсюда поездки с семинарами по стране и агрессивное заманивание людей. И оттуда же пропаганда ценностей, в которые сам инструктор или писатель уже не верит. Проповедует, чтобы платили. Дух продается за хлеб.
Суетный, ибо как все.
У Розанова есть хорошая отсылка на Кельсиева:
«При входе в крестьянские избы я часто был встречаем словами: «Мы не христиане». На вопрос: «Что же вы, нехристи?» - отвечали: «Как же, мы во Христа веруем, но мы по Церкви, люди мирские, суетные». – «Так отчего же вы не христиане, если веруете во Христа?» - «Христиане те, что по старой вере; они молятся не по-нашему, а нам некогда».
Для Розанова, люди « по Церкви» - это те, что выполняют ритуалы, свечки ставят, посты соблюдают, иконы вешают, но делают это формально. Все так делают, а верить по-настоящему «а нам некогда». Люди «по старой вере» - это те, что верой горят. И опять, абстрагируясь от церкви и религий: есть люди, которые своим делом живут, а есть те, кто формально исполняют его. Проблема, которую Розанов затрагивает, на мой взгляд, много глубже. Сейчас, когда человек говорит: «Нужно быть добрым», он говорит это не оттого, что чувствует так, а оттого, что принято так говорить. Он не горит идеей «добра», он её повторяет за другими, но не верит в неё. А там, где нет веры и правды – нет духовности.
Тайно верующие обманщики.
Формальный подход к духу и оперирование идеями, в которых нет веры, так же, как желание сделать из духовных ценностей - материальные, приводит к духовному обнищанию. Вся жизнь человека пронизана «духоборчеством», но проблема «потери смысла» человеком происходит от невозможности найти устойчивую опору в жизни. Откуда ей взяться, когда основополагающие принципы обесцениваются?
Идрис Шах много писал об этом в книге «Учиться как учиться». Формальное отношение к ценностям, может быть забавным на первых порах. Человеку может понравиться быть выше всех «глупых» понятий. Может понравиться вешать лапшу на уши простачкам, желающим духовного просветления. Но даже «формальный учитель» или «коммерческий духовный лидер» - не захотят жить в мире, в котором не во что верить. Они тоже в поиске, хоть их поиск и сопряжен с обманом.
Эта тема относится не только к йоге и философии. "Духоборчество" - это скорее образ жизни. Своим делом нужно гореть. Нужно гореть тем, что ты делаешь и жить в правде. Может быть, это не так прибыльно и ты не соберешь стадионы послушников, но зато будешь твёрдо стоять на своих принципах, и тебе будет, во что искренне верить. По-моему, этого и ищет большинство людей, и я не вижу никаких преград, чтобы так не жить.
От абстракции к практике
Абстрактные понятия насыщают окружающий мир. В целом и сами слова, которыми люди общаются друг с другом – это абстракции. Не помню, в какой книге по педагогике я вычитал дельный совет, но помню, что звучал он примерно так: «Если хочешь, чтобы ребенок что-то сделал, конкретизируй, что он должен делать». Т.е. заявление «Не хулигань» - это абстрактное заявление. Для того чтобы ребенку перекодировать его на доступный язык, нужно обратиться к значению слова хулиганить. А так как за этим значением нет ничего конкретного, то ребенок продолжает вести себя «плохо» (ещё одна абстракция).
Поэтому, если хочешь добиться от кого-то чего-то, то формулируй свои желания, как можно конкретнее. «Пожалуйста, прекрати бегать и сядь на стул». Чем абстрактнее понятие, тем шире границы интерпретации. Поэтому слова «Я люблю тебя» имеют огромное количество трактовок. Значение «добрый человек» будет различаться у каннибалов дикого племени и у европейца. А такие слова, как «сердце», «тепло», «свет» могут быть совсем разными даже у двух лучших друзей. Йога как система тоже перенасыщена отвлеченными понятиями, которые воспринимаются с трудом: «прана», «яма», «нияма», «ахимса», «самадхи» и т.д.
Что же делать с абстракциями? Отказаться от них невозможно, да и не нужно. Они насыщают человека эмоционально, заставляют его формировать свой опыт переживания действительности. Но большое количество отвлеченных понятий в речи приводит к угасанию интереса. Так молодой человек, который часто повторяет своей даме, что любит её, обесценивает слово «люблю». Учительница, которая говорит всем ученикам, что они дураки, а потом неожиданно говорит кому-то «молодец» увеличивает ценность этого слова в десятки раз. Так это работает. Чем сильнее речь перенасыщается символами и знаками, тем с меньшей серьезностью она воспринимается.
Если ты хочешь, чтобы твоя абстракция воспринималась всерьез, а вернее, чтобы за ней видели реальную силу, то она должна быть окружена делами. Проще говоря, если ты вещаешь о «здоровье» в йоге и при этом гоняешь группу, закаляешь её, даешь разные комплексы на растяжку, силу и люди становятся здоровыми после твоих занятий, то твои слова обретают форму. Слово «здоровье» = мышцы, растяжка, нет заболеваний за год. Другое дело, ты можешь рассказать про «ватту», «питту» и «капху», закручивать речь про аюрведу и вкладывать это в понятие «здоровье» т.е. множить абстракции через абстракции. То твои слова обесцениваются. «Здоровье» = много понятий.
Бородатый вождь говорил: «Практика – критерий истины». Если человек говорит о щедрости, а сам хватает всё, что плохо лежит. Или если кто-то пропагандирует добро, а сам ходит и кошек пинает по дворам, то уж извините, вот почему в XXI веке перестают верить в слова. Сейчас очень сложно пробиться через информационный мусор. Я подписан на множество пабликов, которые что-то продают, что-то продвигают и в новостной ленте потоком льются слова о «добре», «пользе», «счастье», которые = слову «купи». Начинаешь игнорировать такие тексты.
Иногда мне искренне хочется написать, что-то глубоко личностное и я это пишу. В своих абстракциях выражаю, то, что просится изнутри. Но потом смотрю на текст отвлеченно, как обыватель и понимаю, что текст получился хорошим, но читать его будет немного людей. Назову это - феномен «Марселя Пруста», это когда ты пишешь, о каких-то обычных вещах крайне абстрактно и издатель не берет твою книгу в печать, потому что там 30 страниц посвящено только тому, как ты ворочаешься в постели (именно так у Пруста было с книгой «В поисках утраченного времени»). Т.е. сейчас людям нужны инструкции, а не абстракции.
Нужно рассказать не о том, как важно быть добрым, а привести список того, как им (этим «добрым») стать с конкретными примерами. Нужно не просто рассказать о том, что нужно заниматься саморазвитием, а описать пошагово, что нужно делать. И слова «я люблю тебя», превращаются в «я дарю тебе шоколадку, мою посуду, убиваю тараканов в твою честь и т.д.». Абстракции должно переводить в практику именно тогда они имеют силу, в любом ином случае - это просто слова.
Что делать с разнообразием вариантов?
Дети часто жалуются на то, что их мир зажат в рамки: «Вот стану взрослым и тогда… буду делать, что хочу!». Дайте свободу! Позвольте быть вольной птицей! Кажется, что именно свободы не хватает в жизни. Борьба с родителями, школой, вузом и вот… И вот, твоя жизнь – это череда выборов в море разнообразных вариантов.
Море разнообразия захлестывает с головой. В детстве тебе дают ограниченный выбор, родители решают, что ты будешь есть, куда будешь ходить, даже с кем ты будешь дружить. Такие рамки делают жизнь проще. Делай уроки, и тебе купят ту мега крутую штуку, которую ты давно хотел. Простое правило – быстрый результат.
Взрослому сложнее, даже при возможности купить себе все, что хочется, перед ним встает вопрос: «А хочется ли?». Каждый день превращается в выборы. Тебе никто не скажет, что надеть, съесть, как себя вести. Полная свобода. Свобода, в которой человек бессильно стоит в супермаркете и не может выбрать горошек из десятка видов горошка (утрирую, конечно).
Общество изобилия. Есть всё, разных размеров, цветов, от разных производителей. Всё вываливается на человека и есть два пути:
1) Путь потери смысла – отказ от выбора. Пусть за меня решает кто-то другой: Бог, государство, общество, муж, жена, семья, а я буду подчиняться, и идти куда ведут.
2) Путь смысла – принятие рисков. Каждый мой выбор может привести к отрицательному результату, но винить мне некого и я хочу сам решать, куда иду.
Второй путь самый сложный, потому что некому сказать, что он виноват во всех твоих бедах. Можно было, будучи ребенком, кричать родителям: «Это вы во всем виноваты!». Кричать подобное став взрослым – это по фрейдийски глупо. Конечно, можно выбрать первый путь и высказывать кому-нибудь: «Ты забрал(а) лучшие годы моей жизни!», «Из-за тебя я ничего не добился(ась)!», но это перекладывание ответственности (хотя для некоторых людей, это тоже неплохой вариант, чтобы как-то жить).
Что же делать с этим разнообразием? Как выбрать то, что правильно? И, возможно ли это? К примеру, йога учит не тому, как сделать правильный выбор, а тому, как смириться с тем выбором, который ты сделал. Априори твой выбор не может быть правильным и неправильным. Проблема, что твой выбор тебя не всегда устраивает. Выбирая работу банкира, ты упускаешь работу нефтяника. Выбрав в жены одну, ты упускаешь несколько миллиардов других вариантов. Купив эту кофту, ты лишаешь другие кофты себя и т.д. Смысл в том, чтобы определиться со своими желаниями и не жалеть о выборе, а для этого нужно начать верить в себя и себе.
Чем больше вариантов – тем больше сомнений. И сомнения могут быть самого разного характера от мелких «куда повесить картину», до крупных «делать операцию или нет». Каждый раз, принимая решения, нужно принимать не один из вариантов, а последствия. Где-то они больше, где-то меньше. Неудачно повешенную картину можно перевесить. А операция может закончиться фатально. Но, если принять выбор в согласии с собой, то даже отрицательный результат – это результат полный смысла т.к. моя свобода была в том, чтобы принять именно его.
Разнообразие вариантов – это страшное испытание. Очень трудно не поддаться отчаянью. Ты мог бы быть тем, а стал этим. Мог бы помочь, а ты не помог. Мог сказать одно, а сказал другое. Но каждое действие – это состоявшийся поступок, ты сам принял все эти решения. Свобода – это крылья или цепи в зависимости от того, как ты смотришь на свою жизнь. Моя свобода – ошибаться и исправлять ошибки. Или моя свобода – это бояться ошибок и пребывать в нерешительности перед вариантами. Выбор делает каждый сам, но одного не пугают последствия, а другой устраивает «бегство от свободы».
Без пруда – не вытащишь и рыбку...
Труд – неотъемлемая часть йоги. Невозможно двигаться в практике не прикладывая усилий. Хотя, образ у йоги сложился как у системы расслабляющей и успокаивающей, это не значит, что все упражнения в этом искусстве даются легко и просто. Проблема начинающих в том, что они стремятся освоить упражнение, а не прислушаться к своему телу. Услышать своё тело важнее, чем выполнить асану.
На детских и взрослых группах этот момент всегда будет актуальным. Дети хотят добиться высоких результатов, не приложив усилий, взрослые хотят быть не хуже инструктора и прикладывают чрезмерные усилия там, где этого не нужно. Ребенку нужен «чистый престиж» по Гегелю, хотя тело не готово: «Смотри, как могу сразу встать на голову! Сразу сесть на шпагат! Вот так изогнуться!», а взрослым нужно показать, что они ещё в форме, даже вопреки своему здоровью. Получается, что внимание сосредотачивается на асане, хотя упражнение – это ключ к состоянию, а не цель. Тело – тонкий инструмент, который с помощью асан йоги мы настраиваем на занятиях. Без этой настройки – всякий труд не принесет результата. Шпагат – это побочный результат растяжки. Стойка на голове – это ступень владения своим телом, причем необязательная. Основа – это ощущение своего тела.
Тело – метафорический «пруд» из которого мы пытаемся извлечь пользу - «рыбку». Этот «пруд» может быть в самом разном состоянии. Тело может страдать от хронических заболеваний, проблем с недостаточным или лишним весом, от неправильного питания и работы на износ. Если мы начнем вдруг усиленно «трудиться», хотя много лет запускали себя – это может привести к негативным последствиям. Чтобы этого избежать нужно, следовать только одному правилу – акцентировать внимание на своем состоянии во время выполнения упражнения.
Если чувствуется, что упражнение дается слишком тяжело, то нужно адаптировать его, под тот уровень подготовки, который у вас есть. Инструктор может завязаться хоть в узел, но, если вы слышите от своего тела, что оно не готово, то повторять сложное упражнение – не нужно. Сначала обращаемся внутрь себя – потом смотрим на инструктора.
Банальная вещь, но как показывает практика не всегда воспринимаемая. Человек формирует себе imago (образ) того какой он есть. И образ часто не совпадает с тем, что мы имеем. Поэтому многие мужчины в зрелом возрасте, помня прошлые спортивные успехи, забывают о том, что тело изменилось, и получают травмы в процессе практики. Женщина, привыкшая в молодом возрасте кушать всё подряд, не замечает, как быстро набирает вес из-за изменения метаболизма. Йога учит чувствовать происходящие внутри изменения.
Когда наступит момент ощущения своего тела, тогда труд, который вкладывают, станет рациональным и не травмирующим. Ко мне лет пять назад на тренировке подошел мужчина и в общих чертах выразил мысль о ненужном труде: «Не давайте нашей группе сложные упражнения, люди очень упорные, скорее сломают себе что-нибудь или порвут, чем будут выполнять легкий вариант». А детский вариант непонимания цели йоги выразила моя младшая сестра, просматривая передачу про супергибкого человека: «А ты так не можешь! У тебя так не получится!». На мой вопрос: «А зачем так уметь и какая от этого польза?» - она не смогла ничего ответить. Дело не в простых и сложных позах – дело в умении работать с тем, что дала тебе природа. Принять себя таким, какой ты есть, и трудиться соизмеримо своим возможностям – вот, что важно. Без этого понимания практики йоги работать не будут.