Мой путь в йоге
Моё знакомство с йогой началось, когда мне было семь лет. В Самаре тогда йога только развивалась, инструкторов было немного, а детских инструкторов ещё меньше. Я попал в сильную школу, которая объединила в себе способных и талантливых людей. Я тогда мало что понимал, но точно мог сказать, у нас были мощные инструктора. Уровень владения теорией и практикой несравним с современным уровнем. Именно там я получил основу для того, чтобы в будущем стать инструктором по йоге.
Попал я на детско-юношескую группу к хорошим преподавателям. Сейчас на занятия больше приходят девочки, но тогда у нас был чисто мужской коллектив. Инструктор как-то сказал, что будет готовить из нас инструкторов по йоге, что всем ребятам очень понравилось и к чему, каждый отнесся очень серьезно. Это были не просто полугодовые курсы, которые сейчас популярны по всей Самаре, это было полноценное многолетнее обучение. Чуть позже на группы стали приходить девчонки, которые мало чем уступали мальчишкам, и мы погрузились в освоение поз из йоги.
Мастерство стало заметно с началом детско-юношеских турниров по йоге, на данный момент их прошло уже четырнадцать. Сейчас мои ученики становятся участниками турниров. Мне же было двенадцать лет, когда был первый турнир. Уже тогда наши ребята умели делать позы, которые инструктора с многолетним опытом называют сложными. Мне казалось само собой разумеющимся, что почти все умеют делать стойку на голове или, что мальчик Витя без проблем может завести ногу за голову, при этом стоя на другой ноге. Как потом оказалось тот уровень, с современными тенденциями множить инструкторов, оказался чуть ли не профессиональным. Это только в 2012 году, обучаясь на группах по фитнесу, я узнал, что современный инструктор по йоге не всегда умеет стоять на голове, что у него могут не дотягиваться руки до стоп в наклоне и что может быть такое, что у него не получается поза лотоса. И вообще диплом можно купить, если сдать определенный минимум, чтобы хотя бы людей не покалечить.
Читая Yoga Journal, я всегда удивлялся заметкам по типу: «Я была обычным менеджером и вдруг поняла, что это не моё и стала инструктором по йоге». Да, это ведь так просто. Вот совет: «Если что-то не выходит в твоей профессии, стань инструктором по йоге, им каждый может стать» (сарказм). Наши инструктора много лет учились, ездили по городам России, встречались с другими инструкторами, совмещая практику с основной работой. Поэтому йога считалась образом жизни, а не профессией. Нас обучали на группах разных возрастов. Когда мне было шестнадцать лет, я проводил занятия под контролем инструктора на детско-юношеских и взрослых направлениях. После занятия мы обсуждали все ошибки и в последующем исправляли их. Это была практика длиною в целую жизнь. Создать подобную школу йоги нереально, но она была. За что я благодарен своим учителям.
Если перефразировать цитату Аристотеля «…посеешь привычку — пожнешь характер; посеешь характер – пожнешь судьбу», то можно сказать, что йога (как система физического и психоэмоционального оздоровления) это каждодневный труд к которому ты привыкаешь, и который потом положительно влияет на твою судьбу.
К вопросу о правильности выполнения асан
Упражнения в йоге весьма неоднозначны, разные авторы и инструктора имеют свой взгляд на выполнение одной и той же позы. Отсюда горячие споры и размытая истина. Я помню, как меня поразила в свое время точность в айкидо. На занятиях этим боевым искусством мы отрабатывали каждый элемент техники многократно и ошибка исключалась т.к. тогда сразу был виден результат, противник не падал, атака не проходила, техника ломалась. В йоге ты можешь из года в год выполнять упражнения неправильно и не чувствовать никакого негативного эффекта.
К примеру, рассматривая, то, как я выполняю позу павлина в лотосе, я могу увидеть (или не увидеть, в зависимости от моей принадлежности к той или иной школе) несколько ошибок. Если бы я мог дать себе совет, то, безусловно, посоветовал выпрямить спину, сравнять ноги в лотосе с головой, чтобы они были параллельны полу. Тогда, на мой взгляд, выполнение было бы приближено к тому идеалу, который есть у меня в голове. Но также, показывая эту позу знающим людям, я слышал и обратное, что ноги в этой позе должны быть выше головы, чтобы получалось подобие качель, что можно сделать сильнее прогиб в пояснице и тогда, вот тогда, будет хорошо. Так как же правильно?
Если бы это касалось одной позы, то ладно, но это касается множества поз, где-то руки повернуты вверх, где-то нога повернута в сторону, где-то нет. Я уже выучил это модное слово «модификация». Если ты делаешь как-то отлично от других, то говоришь, что это модификация и всё в порядке. И все так сильно мучаются «правильностью», что как-то эта «правильность» вытесняет то, для чего ты делаешь эту позу. Поза будет рабочей, тогда, когда ты получишь от этой асаны удовольствие. Конечно, это не оправдание в сторону ленивых. Есть позы сложные, в которых вы вряд ли сможете расслабиться и находиться комфортно сразу, но у каждой асаны есть свои стадии освоения. Есть основа у каждой позы и у каждой позы есть эффект. И так как все люди разные, то ключи к асане могут быть разными, и универсального ключа нет (как нет универсального человека).
Поэтому вариации в йоге возможны, но только в том случае, когда они оправданы физиологией конкретного человека. Инструктор знает ключи к себе, он показывает, как он достигает тех или иных состояний и кому-то эти ключи тоже подходят, а для кого-то они совсем не те. Отсюда и так много вариантов. Отсюда и такой разброс в подсчете асан от 908 до 8 400 000 и такое количество школ йоги, которых с каждым годом становится всё больше.
И вот отличная старая притча на эту тему:
«Один знаток Мантра-йоги практиковался на берегу реки. Вдруг чей-то голос с другого берега привлек его внимание. Он прислушался и различил слова своей мантры, которую кто-то пел неправильно, пропуская и искажая слоги.
«Этот человек занимается бесполезным делом, — усмехнулся знаток. — Он зря тратит время. Я, как высоконравственный учитель, обязан показать ему, как нужно пропевать эту мантру».
Знаток нанял лодку и переправился на другую сторону реки. Там он увидел сидящего по-турецки человека, который громко и неверно распевал его мантру.
«Мой друг, — обратился знаток к сидящему, — ты неправильно повторяешь священные слова. Долг учителя обязывает меня сказать тебе об этом. Ибо приобретает заслугу и тот, кто учит знанию, и тот, кто следует ему». И он подробно и въедливо объяснил человеку, как нужно пропевать мантру.
«Всем сердцем благодарю тебя!» — застыл тот в смиренном поклоне. С чувством выполненного долга знаток сел в лодку и отправился в обратный путь. На середине реки он вдруг увидел, что лодочник перестал грести и стал медленно приподниматься, открыв от удивления рот. «Учитель» оглянулся и тоже обомлел. Знаток чуть не упал от удивления за борт лодки. К нему бежал по воде, как по твердой суше, тот человек, которому он так долго объяснял мантру. Подбежав к лодке, человек сначала почтенно склонился. Потом он упал на колени, стоя на воде, и произнес:
«О, великий учитель, извини, пожалуйста, что я тебя опять побеспокоил, что я тебя задерживаю. Не мог бы ты еще раз повторить, как правильно петь мантру и в какой последовательности расставлять слова, а то я опять все перепутал!»
Парящий лотос или что делать, когда ничего не получается?
Движение в практике сугубо личное дело. Но бывает трудно отличить, когда ты движешься вперед или когда ты застрял на одном уровне. Из года в год выполняешь одни и те же упражнения, занимаешься по тем же комплексам, идешь по накатанной программе, получаешь от этого удовольствие, но не движешься дальше. И хотя смысл йоги не в освоении многочисленных упражнений, но возрастающая сложность и количество поз, показывает уровень твоего владения своим телом, поэтому это тоже важно.
В прошлом году мы с ребятами быстро освоили мостик из положения стоя, стойку на голове, некоторые сложные упражнения на прогибы, базовые позы второго года обучения и т.д. Но остались позы, которые не были освоены и которые мы временно отложили, чтобы в будущем научиться им. Одной из таких поз оказалась Пада-ангуштхасана (поза на цыпочках), мы её называем «парящий лотос». Она мало у кого получается, а если и получается, то с большим трудом. Поэтому ученики её не любят, делают с неохотой и рады, если есть возможность не делать её вовсе. Это одна из нелюбимых поз, а их немало. И очень трудно убедить себя начать их выполнять, когда результата не видно.
По логике «великого Нехочухи» просится сказать: «Ну не выходит и не выходит». Но мы всё-таки придерживаемся другого подхода. Так почему не получаются позы? Тут может быть несколько причин, но главные из них, на мой взгляд – это 1) плохая физическая подготовка и 2) психологический блок.
1. Важность общей физической подготовки. Если кому-то кажется, что йога, это гимнастика для ленивых, при которой успеха достигает не тот, кто трудится, а тот, кому природа дала больше гибкости, то он ошибается. На моих занятиях (и ребята не дадут соврать) бывает очень тяжело, за счет силовых блоков и блоков на растяжку. Без этих блоков не было бы успеха в освоении поз. Позы на баланс требуют крепких рук, «поза павлина» требует, чтобы были сильными мышцы пресса, Натарджасана («поза короля танцев») требует гибкости позвоночника и т.д. А значит, если практика встала, то нужно заняться не бесконечным повторением асаны, которая не получается, а растяжкой и упражнениями на развитие силы.
2. Психологический блок. Мне он встречается чаще. Человек тренируется несколько лет, уже и гибкость высокая и силы достаточно, но всё равно упражнения не получаются. Чаще всего они не получаются даже из-за того, что ученик просто их не делает, считая их слишком сложными для себя. К примеру, в этот четверг, встала на мостик из положения стоя девочка (чем меня сильно порадовала), которая могла встать в него и в прошлом году, но постоянно боялась упасть на голову. А вот «поза восьми дуг» до сих пор кажется ребятам настолько сложной, что они её не выполняют не оттого, что не могут, а потому что им кажется, что у них не получится. То же было с позой на баланс «Бакасаной», всем она казалась сложной, а на деле оказалось, что её можно освоить за один раз (что и доказал один смелый первоклассник). Поэтому нужно верить в свои силы и тогда достигнешь успеха. Вот здесь как раз нужно многократное повторение асаны.
Много лет назад один мальчик очень хотел выполнить стойку на предплечьях. Он падал и снова взбрасывал ноги вверх, потом снова падал и так день за днем. Ничего не получалось, но он пробовал ещё и ещё. И количество переросло в качество. Пройдет время и мои ученики перерастут все свои страхи, но перед этим им предстоит многое преодолеть. И уже в следующем году они будут говорить: «Парящий лотос? Да что в нем сложного? Сел и сиди, вот стойка на одной руке, вот это немного сложно…»
Йога учит чувствовать свое тело и управлять им, вот над этим мы и работаем сейчас.
Громкие падения или постепенность
Лет шесть назад, меня попросили провести занятие для взрослой группы из категории «продолжающие». Без задней мысли я добавил им в программу несколько упражнений, на мой взгляд, весьма несложных, но требующих координации. И в процессе занятия наблюдал, как ученики, хихикая, заваливались в этих асанах, то набок, то вперед, то на спину. Хотя занимались эти люди давно, но где-то не хватало растяжки, где-то силы и т.д. «Трудные» упражнения на занятиях я ввожу специально, чтобы занимающиеся не останавливались в практике, а знали, что есть что-то ещё и это «что-то» вполне достижимо. Но меня больше поразило не то, что у них не получалось выполнять позы, а то с каким упорством, они делали какие-то элементы, иногда настолько их усложняя, что это грозило им получением травмы. Для себя отметил, что на некоторых группах для взрослых лучше сразу акцентировать внимание на технике безопасности и более того, иногда не показывать полный вариант позы, а сразу делать облегченный. Но взрослые всё-таки больше заботятся о себе и в случае дискомфорта просто перестают что-либо делать, чего не скажешь о детях.
Дети, когда смотрят на сложную позу, не просто ахают и охают, как взрослые, а тут же пытаются её повторить. Или насмотревшись в интернете фотографии упражнений, приходят ко мне на занятие и пытаются свернуть себе шею всеми способами, которые им стали известны. Это вызывает ряд ситуаций. Так у меня была ученица из младшей группы, которая постоянно пыталась встать на голову, когда я отворачивался, более того, я их этому не учил. «Младшие» знали, что старшая группа уже делает стойку на голове и хотели тоже научиться, не думая о последствиях и подготовке. Или другая ситуация, все в группе научились делать позу журавля кроме одной девочки. И вот она бедная, шлепается об пол, поднимается, потом снова падает, а я каждый раз уговариваю её выполнять позу аккуратнее и беречь себя. Поэтому, за свою практику, каких только изящных падений я не видел. С детьми нужен даже более обстоятельный разговор о технике безопасности, чем с взрослыми, чтобы не было «громких падений».
Вовлеченность замечательное чувство. И я искренне рад, когда человеку нравится заниматься йогой. Но большую радость мне доставляют те люди, которые практикуют умеренно и достигают всего постепенно. Почувствовать свои сильные и слабые стороны очень важно. Мы этому и учимся. Поэтому, красной нитью, по всем своим наблюдениям я провожу, что сначала нужно заняться общей физической подготовкой, а потом уже начинать осваивать сложные позы. Бывает, люди стонут на моих занятиях, потому что им тяжело или, как сказала с восторгом одна моя ученица: «На прошлом занятии был просто ад!». Но после такой практики ОФП сложные позы получаются легче и приносят удовольствие, хотя и бывает трудно. Хорошая физическая подготовка, над которой мы работаем вначале, залог удачной практики в йоге.
Михаил Пришвин писал: «Трудовой процесс, если он свободен, кончается творчеством». Если йога идет через осознанный физический труд над собой, то через некоторое время этот труд превратится в удовольствие. Иного варианта нет.
Дисциплина
Выходной день. Солнце начинает припекать. Люди, закутавшись в одеяла, видят свои сны. А ты, уткнувшись носом в пол, тренируешь позу павлина. Капли пота стекают по лицу, раз за разом ловишь баланс, потом падаешь и снова повторяешь. Никакого удовольствия. Только азарт. Никакой пользы для здоровья. Только стремление улучшить технику. Никакой йоги. Только спортивная гимнастика.
Мне очень хорошо знакомо это состояние. Достаточно часто я прихожу к нему, чтобы снова от него отойти. В йоге хочется двигаться вперед, хочется развиваться и чего-то достигать, но иногда практика целиком захватывает тебя и съедает удовольствие от занятий. Тогда это уже не йога. От такой практики нет пользы.
Будильник звонит. Ты поднимаешься на ноги. Встаешь на коврик для йоги и понимаешь, что тебе плохо, ты не выспался, упражнения не выходят, глаза слипаются. Внутренний голос издевательски повторяет: «Кто рано встает, тому Бог подает». И после того, как ты поработал над своим телом, плетешься в ванную. Может быть, от этих занятий есть польза?
Ты хорошо отдохнул. Сейчас уже полдень, торопиться некуда. Лениво расстелив коврик, занимаешься вполсилы. Выбираешь только удобные позы, тянешься без болевых ощущений, больше включаешь дыхательные техники или размышляешь о чем-то. Так можно заниматься целый день. Но движения в практике нет. Есть ли смысл в таких упражнениях?
Во всех трех случаях. В случае с чрезмерными нагрузками, «сонными» издевательствами и «ленивыми» упражнениями отсутствует удовольствие, либо польза, а бывает и то и другое. А значит опять нужно искать «золотую середину». Дисциплина должна быть. Хотя и сложно отличить, когда тело «не может», а когда «не хочет». Я уверен, что наш организм можно трансформировать и что к этому приводит практика. Но нужно уметь останавливать себя, когда нагрузки выходят за пределы возможностей. И нужно уметь заставлять себя заниматься, когда нагрузки не дотягивают до того, что может твой организм.
Инструктор поможет найти контакт с телом. Но длительные и бережные отношения придется налаживать самому. Поэтому нужно учиться умеренности и искоренять в себе фанатизм. Каждый человек уникален, кому-то подходят утренние занятия, кому-то вечерние. Кто-то в поте лица трудится, а кто-то лежит на коврике. Но для каждого верен будет «серединный путь». А чтобы идти по нему, нужна «вынужденная дисциплина».
Выходной день. Солнце начинает припекать. Люди кутаются в одеяла. И ты, уткнувшись носом в мягкую подушку, видишь десятый сон. Это тоже своеобразная йога, понимать то, что нужно твоему телу именно сейчас. Потом будет занятие и умеренная усталость, но сейчас организм требует отдыха, и ты прислушиваешься к нему.
Командная работа
Йога предполагает личную практику. Это значит, что для твоих занятий не обязательно нужны другие люди. Твой коврик, твое здоровье, твои возможности. Здесь не получится, как и в советском мультике "Приключения Хомы", чтобы какой-нибудь «суслик» за тебя сделал зарядку, а эффект от неё достался тебе. Всё только своим трудом.
Когда я занимался танцами, а позже айкидо, я привык, что всегда есть партнер. С ним интереснее и занятие веселее проходит. На йоге же, парные упражнения смотрелись крайне неестественно. Партнерша в танце – это логично. Товарищ в технике боя – это необходимость. А в йоге? Нужен ли кто-то в йоге, чтобы двигаться вперед?
Есть отличная книга "Семь навыков высокоэффективных людей" Стивена Кови. В первой части книги, автор показывает, как прийти к независимости от других. А во второй, делает акцент на ценности "взаимозависимости". Йог древности, возможно, и мог уйти в леса и стать отшельником. Современный йог не может избежать общения с другими людьми. Быть независимым очень важно. Важно уметь заниматься самостоятельно и покорять новые вершины. Но не менее важно общаться с окружающими, не для того, чтобы конкурировать, а для того, чтобы помогать им и учиться у них.
Когда ты работаешь в команде, и каждый знает свою роль, то, поставленные цели достигаются очень быстро. Так ребята на детско-юношеских группах помогают друг другу осваивать позы, формируют дружескую атмосферу и делятся друг с другом своими переживаниями. Они движутся в практике очень быстро, это происходит за счет объединения общих усилий. Каждый в группе важен, кто-то только одним своим присутствием делает занятие увлекательным. Ребят не останавливают границы коврика, они спокойно нарушают их и не видят в этом ничего страшного.
Важно осознать "взаимозависимость" и принять её. Это не слабость. Если вместе объединились сильные личности, умеющие довериться друг другу, то само занятие начинает приобретать другой смысл. Каждому в группе хорошо, потому что он чувствует поддержку остальных. И для этого не нужно быть каким-то "особенным", группа принимает тебя таким, какой ты есть.
Хотя дороги, может быть, у нас и разные, но нередко бывает, что нам по пути. И в этом совместном путешествии, мы можем помочь друг другу. Замыкаясь в контуры своего пространства, ты не отменяешь того факта, что вокруг тебя люди. И возможно, если убрать преграды между учениками, они приобретут гораздо больше, чем физическую практику. У них появятся настоящие друзья.
Небо - там, где ты сейчас стоишь
Великий Учитель Морихэй Уэсиба говорил: «Тебе не нужны дома, деньги, власть или положение, чтобы практиковать Искусство Мира. Небо — там, где ты сейчас стоишь, и это как раз то место, где можно тренироваться». Это высказывание точно подходит к йоге. Ты можешь заниматься ей где угодно, в каком угодно положении, с кем угодно и когда угодно. Универсальное искусство доступное каждому. Никаких ограничений, все упражнения адаптируются, высокий оздоравливающий эффект и достаточно быстрый результат. Всё, что от тебя требуется это желание тренироваться.
Особенность этой тренировки в том, что она не начинается и не заканчивается, она постоянно длится. Каждое мгновение ты оттачиваешь владение собой, пока идешь на работу или едешь в трамвае, читаешь, даже когда спишь. С каждым разом ты переступаешь через себя «одного», чтобы стать «другим». И каждое новое упражнение, новая книга, новая работа открывают перед тобой огромное поле саморазвития, в котором ты становишься опытнее, настойчивее, грамотнее. Чем выше поднимаешься, тем шире горизонт. Чем больше неизученного, тем сильнее интерес. Сознание начинает меняться. Проще относишься к жизни т.к. от любой ситуации (и отрицательной, в том числе) можешь получить пользу. Твои действия становятся осмысленнее и четче. Эта работа над собой, которая превращается в образ жизни, согласно древнему высказыванию: «Посеешь поступок – пожнешь привычку, посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу».
Проблема в том, что йога сильно ушла от истоков и утвердилась видимость определенной элитарности. Современная йога – это капитализм. Если раньше индийским йогам для занятия хватало дырявой тряпочки на земле, а то и без неё обходились, то теперь йога это хорошо развитая индустрия (коврики, носки, майки, штаны, инвентарь, антураж и т.д.). То, что древний, бомжеватый, бородатый йогин называл «Майя (иллюзия)!», ложится в основу современных представлений о йоге. Но дело ни в коврике, ни в специальной музыке или зеркалах в зале, дело в самом занимающемся. Поэтому поистине, там, где ты стоишь, идеальное место для тренировок независимо от того, где ты сейчас находишься.
Также распространилось предубеждение, что настоящая йога преподается на её исторической родине. Некоторые думают, что сознание изменяют не тренировки и труд, а посещение священного места и едут «туда, где нас нет». В Индию, в ашрамы, к мудрым учителям и, как писал Михаил Жванецкий, несут своё безобразие из одного места в другое, а потом возвращаются скорее не просвещёнными, а загоревше-высокомерными. Это тоже стереотип, который останавливает начинающих.
Тебе может попасться плохой учитель по йоге в Урюпинске, у тебя может быть носок с дыркой, капать с потолка, кочевать пылевые кучки по полу, бесшабашная соседка за стенкой (нецензурно выражающая любовь к своим домочадцам), начальник с «дефицитом внимания» и при всех условиях ты вполне можешь заниматься йогой. Более того, скорее именно в «этих условиях» ты получишь больше опыта, нежели в месте коммерческой мудрости на Гоа, где три индианки под звуки гонга будут делать тебе «исцеляющий» массаж листьями кустарника Годжи.
Как сочетать йогу и пилатес?
За время работы инструктором у меня скопилось много материала, наблюдений, размышлений, которые показались мне достаточно интересными и которые при разработке новой программы для спортивной школы потребовали систематизации.
Для этого я использовал наработки в соединении фитнес программ.
Йога и Пилатес - два направления фитнеса, которые хорошо сочетаются, особенно на детско-юношеских группах. Хотя, если учесть, что практически вся техника Джозефа Пилатеса базируется на гимнастике йогов, то в их некотором сходстве нет ничего удивительного.
По своей практике могу сказать, что с помощью техник пилатеса можно укрепить корпус, поддержать позвоночник, разработать мышцы, но как и у большинства направлений современного фитнеса, техника становится бесполезной при достижении определенного порога.
Синтезируя разные направления возможно достигать большего эффекта. Пилатес может подготовить тело, но дальнейшее движение в рамках одного направления возможно только в модификациях упражнений, которые на мой взгляд, являются лишними и не прибавляют здоровья.
Другое дело, если использовать техники пилатеса в качестве подготовки тела к асанам йоги, что мной практикуется уже в течение трех лет. Тогда освоение сложных поз из йоги занимает в несколько раз меньше времени, чем если бы ребенок занимался только гимнастикой йогов.
Наличие обширного материала по анатомии и физиологии или множество вариаций модификаций одних и тех же упражнений не являются критериями хорошей фитнес-программы. Все люди разные, а значит нужны и разные подходы. Нужна такая программа, которая давала бы уникальные ключи для работы над своим здоровьем, а значит нужен иной вид фитнеса, который будет являться грамотным синтезом универсальных упражнений. Соединение пилатеса и йоги, которое сейчас набирает обороты, на мой взгляд, считается правильным подходом. Важно не смешать всё в кучу, а грамотно соединить, чтобы усилить.
На границе или ключи от всех дверей
Поз в йоге очень много. Каждая выполняет определенную функцию и влияет на конкретные органы. Чем глубже понимание тела, тем больше изменений в выстраивании асаны. Упражнения начинают бесконтрольно размножаться. Стили йоги, направления, древние и новые учителя, каждый привносит что-то своё в йогу.
Инструктор и основатель школы йоги Виктор Бойко указывает на «данную ситуацию» в своей книге «Йога: искусство коммуникации», на мой взгляд, с некоторым осуждением. И тут есть над чем подумать. Что значит для практикующего такой богатый выбор методик? Во-первых, вариативность выбираемого пути. Люди разные и потребности у них отличаются. Множество методик дает возможность подобрать необходимую технику конкретному человеку. Во-вторых, сомнение в принятии решения. Чем шире спектр предлагаемых услуг, тем больше ответственность. Выбирать из тысячи методик непростая задача. Ситуация неопределенности может оттолкнуть начинающего.
Йогу нельзя ограничить, но и нельзя превратить в симуляцию. Каждое последующее направление «компот» из предыдущих. Каждое новое упражнение чей-то новый коммерческий ход или эксперимент. Сама практика превращается в погоню за новыми асанами. «Цель человека в том, чтобы обеспечить правильную основу для упражнения, а не искать упражнение само по себе» - пишет мудрец Идрис Шах. Асана не дана сама по себе. Асана – это ключ к состоянию. Человек, изучающий всё большее количество поз, но не получающий эффекта от них, подобен собирателю ключей. Двери к своим ресурсам остаются закрытыми, а ключей становится всё больше, но их даже не подносят к замку.
Если ты качаешь пресс, то результатом будут сильные мышцы живота. Если ты подтягиваешься, то твои руки будут крепкие. А если ты делаешь «позу треугольника», то? Твои ноги станут гибче, кровь будет проще циркулировать по системе, избавишься от проблем с желудочно-кишечным трактом. Всё верно, но не видно в чём превосходство этой позы от множества поз из спортивной гимнастики, обладающих подобным эффектом? Если бы эффект от йоги сводился только к здоровью, то йога превратилась бы в фитнес (что сейчас и происходит).
Но йога дает гораздо большее. Она не просто делает человека здоровым. Эта практика раскрывает ресурсы человеческого организма. Не нужно знать тысячи поз. Нужно уметь выполнять несколько, но через эти несколько достигать состояния полного контроля над своим телом. Сливаться с позой таким образом, чтобы нахождение в ней было естественным состоянием практикующего. Стремиться к «ничтожению» самой практики. Когда выполняемые упражнения не замечаются, а остаются только состояния от асан. Состояние от асаны и есть то, что запускает процессы самовосстановления и трансформации тела. Асана без «состояния» это голая техника, которую можно осваивать годами, коллекционировать, красоваться ею и даже уставать от неё. Такая практика нередко становится в тягость, превращается в погоню за адреналином, либо в обязательство. Непонимание смысла асаны ведет к разочарованию в любом стиле йоге и к дальнейшим поискам себя в других школах.
На мой взгляд, огромное количество стилей и есть непонимание определенных основ. Это непонимание и заставляет людей придумывать разнообразные техники или уходить в дебри теоретизации, вместо того, чтобы по-другому посмотреть на базовые понятия йоги. Сами учителя «не в силах понять» зачем они практикуют. Имея ключи от всех дверей, продолжают стоять «на границе», ожидая, что ключ каким-то «волшебным» образом найдет замочную скважину.
Итак, вывод как всегда простой: дело не в количестве упражнений, а в качестве их понимания. Смещая акцент на эффект от асаны, ты сужаешь круг методик до действительно работающих. Тем самым, ускоряешь в несколько раз своё движение в йогических практиках и переступаешь через «границу».
Можно ли купить просветление?
Притча о поисках гуру.
Далекие-далекие времена. Человек в поисках истины входит в дремучий лес, чтобы найти своего гуру. Гуру скрыт ото всех. Учитель достиг невероятных высот в мастерстве йоги, он самодостаточен и он пребывает в блаженстве. Человек днями и ночами блуждает по лесу в поисках учителя, он терпит голод и жажду, он оглядывает каждый куст на наличие просветленного и вот (драматическая пауза)… Когда он уже было, отчаялся, он находит учителя, который блаженно нежится на травке под открытым бескрайним голубым небом. Ученик падает на колени перед гуру. "О, великий! – вопрошает ученик - возьми меня своим учеником?" На что мастер не отвечает ничего. Ученик живет подле мастера, пытается помочь ему, повторяет то, что тот делает, а мастер продолжает жить, как до ученика. Только спустя время, гуру обращает внимание на вопрошающего (но только тогда, когда тот этого заслужит). Начинается постепенное многолетнее обучение во время которого ученик - слуга, уборщик, повар, строитель и т.д. Много лет проходит, и ученик достигает просветления, он благодарен учителю, он трудился на его благо и рад этому труду. Они в последний раз смотрят друг на друга, и просветленный ученик уходит в дремучий лес или в люди, или становится отшельником в горах и т.д.
Наши дни. Человек в поисках истины входит в дремучий лес, чтобы найти своего гуру. Уже на пороге леса, ищущего смущает обилие столбов с указателями. «Священный Будухан» вперед и налево. «Гибкий Руканог» чуть выше ручья и вверх. «Сладкоречивый Тыдурак» за ямой и вниз. Человек входит в лес, но не успевает пройти и два шага, как к нему со всех сторон несутся красивые и гибкие девушки, они весело щебечут и каждая говорит, что знает «ну такооого учителя», что с ним точно достигнешь просветления. Через ещё несколько шагов человек начинает понимать, что этот лес скорее похож на коттеджный поселок, в котором, каждый учитель живет в своем особняке. Есть, конечно, и так себе лачуги, но в целом очень даже богато. Пройдя ещё совсем немного и выбрав более или менее приличный дом, ученик заходит внутрь. Он готовится вопрошать «О, велики..» - но тут его перебивают. С широкой лестницы вниз бежит мужчина в чалме и, падая на колени пред учеником кричит: «О, ученик! Учись у меня, и ты достигнешь всего, чего хочешь, станешь гибким, умным, красивым. И это всего за тысячу золотых. Но не спеши отказываться, если ты заплатишь сразу за три месяца твоего духовного роста, мы сделаем тебе скидку в пятнадцать процентов. Пожалуйста, учись у меня!». Ученик крайне растерян, не такого он ожидал. Но, пройдясь по другим учителям, он видит то же самое и начинает вести себя соответствующе. Он уже не скромно стучит в дверь, а требует её открыть. Он не кланяется учителю, а ждет, когда учитель отвесит ему поклон. «Ну и что ты умеешь хмырь?» - говорят его глаза. Посмотрев он молвит: «Скуууучно, Руконог и не такое умеет, а гуру Тыдурак, сказал, что только его учение (по годовому абонементу), может спасти моё тело и душу». Гуру сползает вниз и, отряхивая пыль с сапог ученика, подобострастно кланяясь, говорит: «Ну, может, придешь, ко мне хотя бы на полугодовое обучение или на семинар или на мой танец с ложками, или посмотреть на то, как я леплю снеговика (или что ты там хочешь увидеть)? Сделаю всё, что захочешь за твои деньги». Ученик меняет учителей и не достигает просветления. А учителя держатся за учеников и не отпускают их из леса.
И вот вроде ты такой белый инструктор, но носочки черные. Ножками стоишь в этой луже «Индустрии красоты». И кто так всё опошлил? Найти бы его, да и надрать уши. Да только потом окажется, что ты сам себя так ведешь и других поощряешь. Идрис Шах пишет, что главным мотивом современности является борьба за внимание. Но там, где идет борьба за внимание, нет никакого роста, в том числе и духовного. За деньги не купить просветление. Учитель не сможет помочь, если ученик будет считать, что ему оказывают «образовательные услуги». Уважение к учителю (которое стирается) было главным мотивом движения. Ученик знал, что, только вкладывая в отношения с учителем, он сможет сам чему-нибудь научиться. А не наоборот. Инструктор может показать, как делать правильно, рассказать тонкости работы, но потом начинается работа ученика. Ученик занимается каждый день, пробует то, что показал ему мастер, мучается до следующего занятия, а потом вопрошает: «О, учитель! Я долго тренировался, но кое-что у меня не получается». И гуру учит его.
Эта тема потребовала моего осмысления т.к. нужно знать, зачем ты приходишь к людям. «Ободрать их как липку» или чему-то научить? Лет восемь назад, я был на выступлении одного маститого гуру, который через каждые два слова вставлял: «это вы сможете купить у меня после нашего разговора». И несколько сотен людей кивали в такт его словам.
Йога – это личная дорога. Гуру укажет на кочки, но он не обязан нести ученика на своих плечах. Пройти дорогу придется самому. За знания придется заплатить в первую очередь своим трудом (закон сохранения энергии).
Чихающий йог или путь к здоровью
Мне не попадались данные по заболеваниям среди людей, занимающихся йогой. Неизвестно насколько часто болеют и умирают йоги. Непонятно на какой стадии освоения практик иммунитет человека начинает работать без сбоев. Неясно сколько нужно уделять практике, чтобы быть здоровым. Эти мысли посещают меня, когда непроизвольный чих вырывается наружу.
Зажимаешь градусник под мышкой, а про себя восклицаешь: «Как так-то?». Болезнь является мотивом в пересмотре практики. Начинаешь искать возможные «белые пятна» в своем образе жизни. Читаешь дополнительную литературу. Ищешь психосоматическую природу простуды («вытеснение» нежелательных эмоций через болезнь; самонаказание за поступки; подсознательное желание отдохнуть). В общем, почихивая, занимаешься самокопанием.
Тем временем болезнь берет своё. Ты лежишь на подушках, окруженный платками. Впадаешь в сон (крепкий сон – лучшее лекарство, а сон в болезни – своеобразная медитация). Образы мелькают, решаются какие-то старые задачи, всплывают противоречивые ситуации и т.д. Просыпаешься. Размышляешь об увиденном и снова погружаешься в сон.
Так проходят дни и ночи. Болезнь отступает. Вместе с болезнью отступает желание разобраться, почему организм сдал свои позиции. Жизнь входит в привычный ритм. В повседневность, в которой мало места размышлениям о пересмотре практики, самоанализу и глубокому сну.
Мало тех, кто считает болезнь благом. Болезнь – это зло. Но, если посмотреть, что влияло больше всего на жизни людей, то окажется, что это перенесенные страдания. Без болезни – нет прогресса. «Чихающий йог» иногда пересматривает все свои жизненные ценности. «Здоровый йог» пребывает в ощущении своей полной власти над жизнью. Только на контрасте между здоровьем и болезнью возникает эффект движения.
Значит ли это, что йога не должна сделать тебя неуязвимым? Занятия спортом укрепляют тело, но существует много непредсказуемых факторов (генетическая предрасположенность, загрязненность среды, отравляющие вещества в продуктах питания), которые несильно зависят от физической формы человека. Другой вопрос в нашем отношении к болезни. Даже далекий от спорта человек может воспринять свою болезнь, как шанс что-то в себе изменить. И это будет определенная разновидность йоги.
Здоровье, в данном случае, это не отсутствие микробов в носу, а адекватная реакция на происходящие ситуации. Всякую ситуацию можно повернуть себе на пользу. Путь к здоровью – это путь к способности принимать и преобразовывать происходящее с тобой. Способность даже в болезни увидеть способ самореализации.
О том как важно следить за собой
Бывает такое, что краем глаза, я замечаю какие-то мелкие, но ускользающие детали. Так, проходя мимо деревянной стенки в студии йоги, я всегда ловил себя на том, что в этих подогнанных деревянных досках есть нечто большее, что чувствуется мною, но не прочитывается. Загадка разрешилась сама собой, когда я присмотрелся внимательнее и увидел, (как «воздух сквозь щели» Набокова), что в зазоре между деревом виднеется божество.
Имея склонность видеть во всем символизм, мне показалась это крайне занимательным. За грубым деревом за тобой всегда следит какая-то высшая сущность, некое «Сверх-Я». И чтобы ты не творил, тебе может казаться, что этого никто не видит, но это не так. Это всегда видит «Он». Отбрасывая мистику: «Он» это ты. Не тот ты, кто есть, но тот, кем ты мог быть или тот, кем ты станешь. Последнее время меня занимает эта мысль. Ты можешь обмануть, можешь прикинуться, как будто чего-то не видишь или не знаешь, можешь упиваться собственной значимостью, играть роли и всё равно, в какой-то момент ты останавливаешься, смотришь на себя со стороны и задумываешься, насколько ты честен с самим собой. Это опасная дорога.
Очень часто я вижу среди людей «согласованный» обман. Недавно мне удалось побывать на научной конференции, на которой меня опять посетила мысль, насколько вся эта «научность» вовсе не научность, а обман и самообман. Люди выходят, тараторят свой текст и никому кроме них не интересен доклад, который они делают, потом выходит следующий, по указанию ведущего люди хлопают. Хлопок это поддержание обмана. Никто не понимает работы другого, но если один похлопает другому, то возможно, и другой похлопает ему. И моё внутреннее «божество» следит за мной и спрашивает «способен ли я быть таким же»? Что будет, если перестать играть в эти игры? Что будет, если перестать улыбаться людям, которые тебе не нравятся? Что будет, если честно говорить, то, что думаешь? Что будет, если выбрать внутренний покой, а не хаотичность чувств и образов?
Разве не к этому ведет йога? К гармонии с собой и с миром. К честности и открытости. Но, если ты выбираешь этот путь, то значит ли это, что ты будешь вычеркнут из множества отношений? Богатство, карьера, борьба за внимание – разве всё это не станет лишним в твоей жизни?
Всё, что мы делаем, имеет смысл. Кому-то нужно быть «офисным планктоном», кто-то должен стрелять по врагам, кто-то сидеть в позе лотоса. И чтобы человек не выбрал, всё-таки следует помнить, что ему придется нести ответственность перед своей совестью. Я не говорю только про йогу, хотя, безусловно, идти в йогу, чтобы хвалиться этим, или для того, чтобы превратить йогу в товар, последнее дело. Но вспоминать иногда следует, что только «Ты» следишь за собой.
Духовный опыт или ходьба вверх ногами
«Великий гуру, научи меня тайнам человеческой природы?» - восхищенный ученик жадно смотрит на учителя. «Ну, всё же просто… Не делай зла, держись добрых мыслей, следи за своим психическим и физическим здоровьем. Не переедай, читай хорошие книги, вглядывайся в мелочи, люби окружающих» - отвечает учитель. «И это всё???» - разочарованно вопрошает ученик. «Ааа, ты из этих… Ну…» - вздыхает учитель и делает голос нарочито таинственным – «Разбуди свою энергию Кундалини и подними её с нижней чакры вверх, до тех пор пока не дойдешь до Сахасрары и тогда Шива и Шакти начнут свой танец и по энергетическим каналам можно будет перераспределить, полученную энергию». «Вау! Учитель это так глубоко и непонятно! Спасибо, ты открыл мне глаза!» - пораженный ученик хватает ручку и начинает записывать. А уставший учитель не перестает поражаться, как много ещё учеников, которые не могут прийти к простым истинам без ненужного усложнения.
Мне часто встречались люди, которые пришли на йогу не за здоровьем, а для какого-то необычного эзотерического опыта. Приходит человек, которому явно надо больше приседать и бегать по утрам и начинает спрашивать о духовности. А когда ты перенаправляешь его в русло «в здоровом теле – здоровый дух», то ему становится скучно. Про «приседать и бегать» он и без тебя знал. А к тебе он пришел за тайным знанием, как быть молодым и красивым – ничего не делая. А я ему: «Эй, человек, я знаю тайный путь сбросить вес и привести себя в форму, надо всего лишь…». Он оживляется: «Что нужно? Что?». Ты отвечаешь: «Делать пресс по 30 раз, выпрыгивания 30 раз и отжиматься 30 раз, каждый день». Но разве этого он ждет? Нет, он ждет примерно такого: «Нужно дышать попеременно через каждую ноздрю, проговаривая про себя «Ширамикрамакрса» и жировые клетки буду уходить, гастрит улетучиваться, цирроз рассасываться, а боль в спине выходить вместе с потом». И смешно и грустно одновременно.
Такому ученику очень трудно начать менять себя, опираясь на общепринятые нормы, ему нужен изощренный мотив. Его должен учить не просто инструктор, но «Белый учитель», и не просто абы какой учитель, а из скрытого в тибетских горах института межпланетарных космоэдрических духовных систем. При воздействии этого невероятного учения такой человек готов меняться. Он сам подставляет уши под духовную лапшу и выворачивает карманы, отдавая последнее. А «Белый учитель» приговаривает: «Избавься от материального. Сбрось оковы денежного гнета. Я приму на себя этот удар, мой ученик!». И отсюда потом идет недоверие к йоге. В йоге также много шарлатанов, как и в любом другом виде подобных практик. Среди учителей в школе, есть люди, которые одной рукой лезут в карман родителю, а другой держат томик «Духовно-нравственного воспитания детей». И среди религиозных деятелей есть те, кто, намазывая на бутерброд толстый слой икры, размышляет о воздержании и аскезе. Хватает сумасшедших и лицемеров и там и там. Поэтому надо думать к кому ты идешь на занятия и у кого учишься. Система, в которой отсутствует труд и присутствует жадность, вряд ли может считаться духовной.
Чем ближе к адекватности, тем правильнее будет выбор. Конечно, бывает и такое, что отрицательный опыт превращается в положительный. Так многие люди, пройдя через этих странных учителей, пересматривают свои требования к оздоровительной системе, которую выбирают себе в помощь. И это правильно. Поэтому желательно для себя понять стремится ли человек действительно что-то изменить в своей жизни или же хочет «успокаивающих» разговоров. Во втором варианте нет смысла участвовать в его самообмане. В первом случае нужно помочь человеку через труд и дисциплину прийти к нужным ему изменениям. Но и к одному и к другому нужно отнестись с пониманием. Все мы идем к одному и тому же, но пути очень разные.
А какой йогой ты занимаешься?
Если вбить в поисковике «направления йоги», то можно потеряться в предполагаемых цифрах (6, 14, 30, 40?...). Есть ощущение, что такое обилие стилей навеяно желанием «множить сущности без необходимости». С одной стороны большой выбор предполагает безграничность развития йогических техник. С другой стороны закрадывается подозрение, что йогой сейчас называют всё (от спортивной гимнастики до сектантских песнопений). И чем больше становится стилей, тем труднее сделать выбор начинающему.
Возникает стилистическая каша. Нет единой системы, нет общей программы подготовки инструкторов, нет каркаса в выстраивании обучения и нет единого взгляда на базовые концепты. Т.е. по сути, если Васе Пупкину придет в голову, что он инструктор, то так тому и быть. Сертификатов сейчас море, тех, кто хочет заработать денег на обучении «инструкторов» в короткий срок достаточно. А потом такой Василий сменит имя на Савитар и будет колесить по стране с семинарами.
- «А вы были на семинаре у Савитара?»
- «Да, конечно, у него очень необычный взгляд на астею. Вам нужно послушать»
(Дежурный разговор)
Выходит, что стили йоги, инструктора (пусть даже они будут индусо-вьетнамцы или медики-монахи), современная литература и околофилософский дискурс – это модный фетиш. «Инструктор, сделай нам шоу» - основная заявка.
Индус-йог:
- «Я не говорить по-русски, но я видеть ваши сердца, я видеть ваши души. Раскройте свои сердца и наполните их любовью. Шири-шири-шами-вами. После нашего семинара вы можете купить диски с моими занятиями и поехать на мой трехдневный семинар на Гоа. Цены уточняйте у куратора».
И в этой веселой вакханалии предлагают поучаствовать, приходящим впервые на йогу людям. Купите пахучие палочки, погремите в гонг, помычите «Ом» и вы будете здоровы и бодры. Театр абсурда.
Меня готовили к инструкторству больше 12 лет. На тот период времени инструкторами нашей школы разрабатывалась методическая литература к занятиям. Отрабатывались методики по питанию и чисткам. Критически осмыслялись философские концепты йоги. Адаптировались упражнения. На каждом этапе мы осваивали что-то новое. Была хорошая педагогическая практика. Разработано много интересных техник по проведению детско-юношеских занятий. Моим инструктором в соавторстве была написана программа для занятий йогой с детьми. Т.е. была системность. Это классическая йога.
Сейчас чаще вижу «принцип энтропии». Йога становится чем-то развлекательно-познавательным. Если это устраивает людей, то они продолжают ходить. Но многие уходят. Меняют направления, пропускают занятия, разочаровываются. По идее, нужен некий йогический Чингисхан, который объединит племена под эгидой научно-рациональной целостной системы. В ней будет конкретная техника, ясная терминология и четкая система преподавания.
Тогда вопрос: «А какой ты йогой занимаешься?» не должен будет возникать. Йога – едина. Айкидоиста не спутаешь с каратистом. Стрип-дэнс не спутаешь с бальными танцами. А йогов путают как угодно от спортсменов-терапевтов до незаконной миссионерской деятельности и тантрических обнимашек. Нужна единая система.
- «Угадай кто: по гвоздям ходит, мутное что-то задвигает, полуголый, бородатый в позе лотоса сидит?»
- «Не знаю»
(Разговоры из будущего)
Своевременность
Однажды пришла ко мне аналогия жизни подобной трамваю. Едешь ты на этом рогатом электро друге, и остановки он делает только там, где они должны быть. Вот можешь прыгать, бегать по нему, в окна вылазить, а всё равно остановится там, где положено. И управляешь этим трамваем не ты, хотя и можешь повоображать, держась за ручку впереди стоящего кресла, будто за руль, что ты хозяин своей судьбы. И подтверждений этой аналогии я находил массу.
Иногда работу хочется сделать раньше срока и из кожи вон лезешь, чтобы успеть. Но не выходит, то тебя кто-то задержит, то бытовые мелочи случаются, то простыл, то вызвали куда-нибудь и задание отодвигается дальше и дальше, до тех пор, пока не подойдет срок. Но как только срок наступит, то пишется легко, цифры сходятся, люди нужные на местах и работа сдана вовремя. А бывает, всё-таки перебодаешь всех. Сделаешь работу раньше срока и сидишь довольный, а потом оказывается, что требования поменялись и нужно всё переделывать. Есть определенный такой закон «своевременности».
В позапрошлом году решил я, что способен сразу в четырех местах работать. Собственно, что сложного, работа разная и интересная, тут лекции читаешь, здесь тренировки ведешь, в другом месте наукой занимаешься. Бегаешь, правда, из одного конца города в другой. И заметилась странная тенденция, ухудшаются условия работы в одном месте и тут же улучшаются в другом. В одном месте зарплату понижают, в другом повышают. И есть определенная стабильность. И наталкивает меня это на мысли о том, что имею я лишь то, что мне сейчас положено.
И правило это действует везде. В йоге осваиваешь какой-нибудь сложный баланс, мучаешься, падаешь, бодаешься сам с собой, бросаешь это дело. Проходит год и, ради любопытства пробуешь это сложное упражнение. Вдруг оно выходит легко, без напряжения, как будто всегда умел. Потому что тогда, было не время, а теперь самое то.
У своевременности есть только один секрет, но очень важный. Может быть, момент, в который ты будешь способен что-либо сделать, ещё не наступил, но важно суметь подготовить себя к нему. Возвращаясь к трамваю, очень важно знать, на какой остановке нужно сойти, изучить маршрут, держаться за поручень и не падать, не ссориться с другими пассажирами и не наступать им на ноги. И быть готовым к тому, что судьба предоставит тебе шанс. Только при условии подготовленности, ты по закону своевременности, попав в нужный момент, сможешь быть его достойным.
Дети несвоевременно хотят быть взрослыми, взрослые не хотят зрелости, зрелые хотят молодости, старые хотят вернуть зрелость. Всё по причине не готовности к моментам, которые наступают. Если ты ребенок – прыгай на батуте, играй в солдатиков, читай сказки, сейчас самое время. Если молод, то работай, развивайся, постигай, закаляй тело, твори свой характер. И для каждого момента есть свой возраст. Разочарован тот, кто не подготовился, тому тяжело. Тяжело становиться зрелым, когда ты не готов был к событиям молодости. Трудно стать мудрым, когда ты не познал вовремя глупости. Всему свое время и для всего свой час. Раньше выйти из этого трамвая не получится, но, если немного поработать, то получится выйти там, где нужно и вовремя.
Заставлять или наставлять
Давно отмечаю тенденцию в образовании, как долженствование учителя перед учеником. Учитель должен ученику потому что… Потому что ему платят за это зарплату и неважно, что на эту зарплату, как сказала одна моя ученица, можно пару раз в кино сходить и кофе потом попить. Потому что, если решил учить, то учи, а если что-то не нравится, иди… в бизнес, к примеру. Потому что, это ты заставляешь ученика делать всякую нудную и неинтересную ерунду, а значит, ты должен ему, хотя бы за потраченное время.
Что-то не так в этом долге учителя перед учеником. На педагогике высшей школы, одна женщина с горящими глазами уверяла нас, что учитель=раб, который ведет ученика к свету знания. А рабы априори не должны быть счастливыми или богатыми, так что радуйтесь тому, что книжки свои можете читать, и вас хоть кто-то слушает. Такая, мягко говоря, убогая логика, мне не нравится и не может нравиться любому более менее уважающему себя человеку. Это сильное извращение института наставничества превратило учителя в жалкого попрошайку, который просит ученика, хоть что-нибудь выучить, просит государство хоть что-нибудь ему дать, просит людей проявить к нему хоть немного уважения.
Специфика моей работы в том, что я могу сам выбирать учеников. Бывает обидно, когда у человека возможности, а он бросает занятия по той или иной причине, но и в таком случае – это его выбор. Я отрицательно отношусь к насильственному обучению. Если человек хочет у меня учиться, то он получает самый качественный материал и достигает результата. Если же я вижу, что для человека занятия это развлечение или в случае с детьми, родители заставляют ходить, то не вижу смысла тратить время. Это трата моего времени, трата времени человека и просто малоэффективное времяпрепровождение.
К сожалению учителя, инструктора, педагоги загнаны в такие жесткие социальные рамки, что они вынуждены хвататься за любого ученика и держать его, даже с большим неудовольствием для себя и отрицательным результатом. Я был свидетелем того, как учительница в школе N, в пустом классе, говорила ребенку, что ему нужны дополнительные занятия по её предмету или он никуда не поступит, у него будут большие проблемы, и её предмет он никогда не сдаст. Для неё главным был коммерческий интерес. Насколько мне стало известно от детей, кто-то уже был «в долгах» за дополнительные занятия и всяческими способами избегал этого учителя, так как не мог заплатить за уроки.
Есть две позиции. Заставлять ученика вопреки всему. Или быть наставником, но только в том случае, если ученик сам нуждается в тебе. Насильственная позиция делает учителя «мучеником», который отдает всего себя на обучения детей, которые относятся к нему с пренебрежением. Или «тираном», который будет заставлять детей учиться, шантажируя или продвигая дополнительные занятия. Позиция наставничества мне ближе, я не готов раздавать весь свой талант, жертвуя собою и мне противен шантаж, но, если мне встречается человек искренне желающий учиться, то для меня в удовольствие отдавать свои силы на обучение.
Поэтому слегка лицемерно говорить: «Приходите все на мои занятия». Мне не нужны все, нужны только те, кто готов работать и достигать. Те, кому действительно нужны занятия, нужна это практика и нужно развитие. В иных случаях терпеть человека, который пропускает занятия, делает упражнения небрежно, из года в год сохраняет один и тот же уровень, значит самому терять опыт. Можно предположить, что встреча с такими людьми и есть опыт. Но, я не могу припомнить ни одного достойного мастера, который брал бы в ученики всех подряд. Без твердого желания учиться не будет эффективной практики, какой бы учитель её не вел. Заставлять учиться – бесполезный труд.
Йога как путь к бессмертию
В йогу приходят не только те, кто хочет поправить или поддержать своё здоровье. Приходят и те, кто ставит своей целью через йогу овладеть скрытыми возможностями своего тела. Гуманитарные и естественные науки не отрицают, что человек полностью не раскрыл свой потенциал и ещё не знает пределов своего организма. К сожалению, не раскрытые возможности дают благодатную почву для обмана, т.к. человек жаждет обладать сверхспособностями, но совершенно не знает, как их обрести.
Можно ли стать бессмертным с помощью йоги? Научиться замедлять или убыстрять время, двигать предметы на расстоянии, перемещаться в любую точку пространства, ходить по воде? На мой взгляд, ответ: «Да и нет». Спекуляция на тему «сиддх» или способности творить чудеса безгранична. Мы знаем истории о том, что кто-то слышал от кого-то как кто-то, занимаясь йогой триста лет тому назад, добился чего-то неординарного. Но всё остается на уровне историй, мифов, сказок, которые будоражат воображение. Вера в чудеса, сама по себе неплоха. Человек, который верит, ставит себе цель выше и пусть её не добивается, но, во всяком случае, получает больше результата, чем тот, кто не верит ни во что вовсе.
Йога древности ставила перед своими учениками недостижимые цели (жесткую практику, аскезу, полную самоотдачу), если же появлялся ученик, который хоть немного приближался к идеалу и достигал успеха, то о нём слагали легенды. Современная йога ставит перед учеником более скромные цели, развитие гибкости, контроль за своим самочувствием, техники омоложения (в разумных пределах, без претензии на вечную молодость), работа с психосоматикой (техники аутотренинга) и т.д. Нынешняя практика мягкая, нередко в ней есть длительные перерывы. И, самое главное для современного ученика, йога не является основной деятельностью, это секция, кружок, приятное времяпрепровождение, способ поддержать свое здоровье. Поэтому претензия на обретения сверхспособностей при малой затрате труда нелепа. В наше время встречаются необычные инструктора с конторсией (сверхгибкостью), которые показывают невероятные возможности тела, но это никак не связано с мастерством и обучить они этому не могут. Также встречаются фальсификаторы, которые обещают быстро и за короткий срок научить «читать мысли», «видеть сквозь стены» и т.д. они попросту зарабатывают деньги на наивных людях. В их практиках нет ничего магического и необъяснимого.
Итак, ответ, как всегда прост: «per aspera ad astra» (через тернии к звездам). Т.е., если сделать йогу основой своей жизни, отойти ото всех других дел и практиковать, то можно выйти на высокий уровень владения своим телом и побочным результатом будет обретение «чудесных» возможностей. Только стоит ли это того? Потратить всю жизнь на обретение секрета бессмертия, чтобы потом бесконечно долго, каждодневно работать над тем, чтобы не умереть.… Не будет ли это ближе к смерти, чем физическая смерть? То же касается других способностей.
Есть отличная притча на эту тему:
Один ученик очень хотел научиться ходить по воде. Он потратил на это очень много времени, чуть ли не всю жизнь, и, в конце концов, научился ходить по воде. Тогда он пришел к одному Учителю, жившему неподалеку, и сказал: «Учитель, пойдем к реке, я покажу тебе, чему я научился». — «Хорошо, пойдем». Пришли они к реке, и этот ученик перешел по реке с одного берега на другой, а затем вернулся обратно и спросил: «Ну как?» — «Сколько лет ты этому учился?» — спросил Учитель. «Двадцать лет», — с гордостью ответил ученик. «Надо же, — сказал Учитель, — смотри, я сделаю то же самое». И, подозвав лодочника, переправился с ним на другой берег, а затем вернулся обратно. «Мне жаль, что ты столько времени потратил впустую», — сказал на прощание Учитель.
От практики йоги нужно получать удовольствие, без чрезмерного фанатизма, без жажды чего-то паранормального, без религиозного угара. Постоянно работать над собой и радоваться своим маленьким и большим успехам на пути к своему здоровью. Настоящая магия – это получать удовольствие от каждодневных мгновений, а не пускать лучи из глаз или разводить руками воды.
Высокая мера или на пути к внутренней силе
Философ Секацкий А.К. пишет: «Высокомерность осуждается и отвергается с позиции низкомерности, с позиции исходного равенства в бессилии». Духовный путь предполагает равенство людей. Но равенство в чём? Если это равенство в бессилии, то это не духовный путь. Это прикрытие своей неспособности к чему-то эвфемизмом духовности. Предъявляя другим высокую меру и требование соответствовать ей, ты ставишь их в неудобное положение, но в тоже время помогаешь им расти. Поступая наоборот, ты привлекаешь к себе людей тем, что позволяешь им быть слабыми. Позволяя им быть слабыми, ты даешь право на ошибку и чем выше лояльность, тем больше ошибок совершает человек рядом с тобой.
Когда я преподавал риторику, мы разбирали с ребятами это явление. Кого больше всего любит публика? Того, кто много трудился, развивался в своём направлении и из года в год давал стабильный результат или того, кто всегда всё делал плохо и вдруг неожиданно выступил хорошо? В первом варианте немного людей узнают себя, а второй вариант ближе и роднее. Публика вглядывается в выступающего, как в зеркало. Она должна узнавать себя. Если публика ленива или «низкомерна», то ей понравятся аутсайдеры, которые выбились вперед, волею случая. Такой публике не нужен «отличник», он уязвляет её и заставляет чувствовать себя недееспособными. Отсюда такая ненависть к детям, которые учатся на пятерки. «Фу! Ботаник!».
В йоге тоже есть такой элемент. Йога принимает всех, но тут есть один момент. Принятие всех не означает отсутствие требований к ученику. Наоборот требований очень много. Мы же хотим воспитать сильную личность? Соответствовать этим требованиям очень сложно. А удерживать результат ещё сложнее. Чем выше достижения в йоге, тем больше давление извне. Ведь нельзя быть выше других. Слишком высокомерно. Если группа развивается равномерно, то все ученики сильные и их требования друг к другу одинаково высокие. Такая команда растет, но если в группе такой человек один, то люди тянут его вниз. «Смотри, чтоб гордыня не развилась! Что думаешь, научился больше упражнений делать и всё? Да ты не разбираешься ни в чем, так нахватался верхов, давай спускайся с небес на землю». С одной стороны это эмоциональный опыт, а с другой это характеризует такую группу, как недобросовестную.
Низкая мера – это очень опасно и весьма лицемерно. Представьте, что вам нужно попасть к хирургу на операцию, кого вы выберете высокомерного профессионала или добродушного стажера? Ответ вполне очевиден. Но профессионал тоже был когда-то стажером и когда он учился, то другие стажеры тянули его вниз, пытаясь показать, что его ошибки даже больше, чем их. Человек готов пойти к самому высокомерному врачу лишь бы быть здоровым, потому что высокомерный врач слишком дорожит своей репутацией и мастерством. Но почему бы не пойти к стажеру, тот будет более обходителен и вежлив? Стажер рассчитывает, что если ошибется, вы простите его т.к. «мы же все люди, каждый ошибается». Почему же не хотят дать возможность поучиться на себе, начинающему врачу?
Жизнь ставит перед человеком задачи. Человек ответ-ственен перед жизнью. Он дает ей свой «ответ» на задачу, в зависимости от требований, которые он предъявляет к себе и другим. Ниже требования – получи низкий уровень образования, плохих врачей, дураков на дорогах, недальновидных депутатов, псведоучителей по фитнесу и йоге и т.д. И не надо жаловаться, если твой девиз: «Мы же все люди, каждый может ошибаться». Каждый имеет право учить коряво, ездить, где хочет, воровать из бюджета и т.д. А, если не устраивает, то придется стать высокомерным. В первую очередь к себе. Себе не позволять делать что-то некачественно и другим не давать, чтобы равенство было не в слабости индивидов, а в объединении сильных личностей, которые имеют высокую меру. Пусть с каждым новым годом сильных личностей будет становиться всё больше и каждый сможет обрести внутреннюю меру и силу.
Игра в йогов
Маленький ребенок, который не умеет читать, с интересом вертит в руках книгу, перелистывает страницы, грызет картонный уголок, рисует каля-маля, в общем, делает всё, для чего книга не предназначена. Это его способ познания действительности на данном этапе. Ругать ребенка за то, что тот не умеет читать, бессмысленно. Не зная букв, не умея складывать их в слоги, составлять слова и т.д. нет чтения. Но и умение читать ещё не говорит о том, что понимается прочитанное. Также с йогой.
Большое заблуждение, что в йоге нет общей физической подготовки. Йога сложная оздоровительная практика. Без должной подготовки прогресса просто не будет, будет каля-маля. Перед йогой всегда следует блок общих упражнений: растяжка, отжимания, пресс, силовые блоки, бег, подвижные игры и т.д. Все эти практики помогают почувствовать своё тело. Если пропустить этот этап и сразу перейти к «концентрации внимания», сложным понятиям типа «поток», «энергетика», «мантры», «мудры» и т.д., то получится псведооколойогическая практика. При которой нездоровые адепты, еле передвигая своё бренное тело, пытаются учить, как нужно работать с энергетикой и уходят в такие эзотерические дебри, что тут трудно обойтись без помощи психиатра.
Йога дается тогда, когда человек к ней готов, но, как и с чтением, должно пройти достаточно много времени и должно случиться множество событий в жизни человека, чтобы механическое чтение превратилось в осознанное. А оздоровительные техники превратились в искусство.
Хорошо процесс подготовки виден в притчах даосов, в которых ученик обычно хочет всего и сразу, а учитель дает ему странное задание. Если упростить диалоги, то примерно так: «Учитель, я хочу также как вы «разводить ля-ля» и чтобы меня уважали» - говорит ученик. Учитель: «Ученик, вот тебе метла делай ей вжух-вжух по двору и когда-нибудь мы вернемся к этому разговору». Чтобы достичь высот в каком-либо искусстве иногда нужно многократное механическое повторение, которое больше связано с дисциплиной, чем с творчеством. Обычно такие притчи заканчиваются тем, что ученик в течение долгих лет работает метлой, пока к нему не приходит осознание, что каждое его движение имеет смысл и что уборка улицы приносит ему удовольствие. Поэтому тем, кто не находит себя в йоге сразу, следует поискать себя где-нибудь в более приземленном месте – на группах фитнеса, к примеру.
Хвастаться тем, что ты занимаешься йогой также глупо, как говорить всем, что книга интересная, потому что в ней есть картинки. Без понимания того, что ты делаешь, зачем нужны эти упражнения, как достичь эффекта от асаны – нет самого искусства, есть игра в йогу и йогов, а это особая разновидность самообмана.
Поэтому, если кто-то слишком заёжился, то следует посоветовать ему начать бегать по утрам, отжиматься, приседать и может быть записаться в бассейн. Такая смена деятельности вернет человека на верную дорогу к самому себе. Каждое искусство начинается с азов. Йога начинается с азов движения. Научись двигаться, стань сильным и гибким и тебе откроются секреты управления своим телом. Играй в важного йога, оперируй понятиями на санскрите, спорь о правильности асан, не практикуя, и ты совсем потеряешься в лесу собственных заблуждений.
Как двигаться в практике йоги?
Каждая спортивная секция имеет план достижений и систему промежуточных этапов. Йога не относится к спорту и вследствие разнообразия направлений не имеет четкой структуры, а также общей системы аттестации учеников, что приводит к разнообразно-хаотичной практике.
Когда я начинал вести занятия, мне пришлось опираться сразу на несколько учебных пособий, на традицию школы йоги в которой я был воспитан и на достижения современных технологий фитнеса. Учебные пособия вступали в конфликт с традициями школы, современные технологии фитнеса отрицатели учебные пособия и т.д. В связи с этим, план работы я вырабатывал прямо на практике, принимая только работающие техники.
Правило, которое я для себя вывел из практики, потом встретилось мне у Стивена Кови: «Нужно начинать, представляя конечную цель». Если ты занимаешься бесцельно, просто для общего развития, то движения нет. Работаешь, то на одни, то на другие мышцы, но при этом не понимаешь, куда ведет тебя эта дорога. Можно, правда, успокаивать себя, что «путь» всегда важнее «цели». Но, если ты не знаешь куда идешь, то и путь превращается в спортивную ходьбу незнамо куда. А значит, чтобы путь обрел смысл, нужно иметь хотя бы приблизительное направление. К примеру: «В этом году мы будем тянуться на шпагат» или «Наша цель освоить сложные позы на баланс». Когда известно направление, проще идет практика.
Это особенно касается детей. Взрослые группы могут топтаться на месте годами, т.к. взрослые чаще пропускают, гораздо быстрее теряют достижения, хуже переносят заболевания, имеют меньше свободного времени. Дети ходят регулярнее, имеют больше возможностей для наработки силовых навыков и гибкости. Для них нужна программа с увеличением нагрузки. Если такой нет, то ребенку надоедает делать одно и тоже и он вполне оправданно покидает группу.
Возможно, цель года не будет достигнута – это не страшно, главное будет получен новый методический материал. Так, когда я столкнулся в йоге с упражнениями, требующими гибкости, мне пришлось обратиться к стретчингу, когда гибкость пошла, но возникли трудности с силовыми позами, мы с ребятами стали изучать пилатес и силовую йогу. Позже я взял упражнения из аэробики на укрепление мышц ног. Забирая лучшее из фитнес-дисциплин, мы улучшали свои навыки в основной практике. Чем разнообразнее цели мы себе ставили, тем больше мы узнавали в разных направлениях, чтобы достичь успеха в своем.
Когда ты ставишь цель и представляешь себе конечный результат, сама жизнь начинает подбрасывать тебе инструменты её достижения в виде книг, учителей, неожиданных решений. Точно также в любой деятельности, не только в йоге. Зная к чему идешь, достигаешь гораздо больше, нежели двигаясь вслепую. Это один из тех ключиков, без которых практика идет очень медленно или вовсе стоит.