МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ФАКУЛЬТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
СИСТЕМА ЙОГИ КАК ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-РЕКРЕАТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА
по образовательной программе профессиональной переподготовки
«Тренер-преподаватель физической культуры»
Выполнил:
Педагог дополнительного
образования, инструктор
МБУ ДО «ДЮСШ «Мужество»
г.о. Самара
Трубников Артем Михайлович
Томск
2020
Актуальность работы. Система йоги уже давно превратилась из древнего философского учения в одно из фитнес направлений. Она встречается в рекламе, в фильмах, йогой занимаются известные люди, упражнения йоги изучают с точки зрения медицины и анатомо-морфологических особенностей. Гимнастику йогов используют для оздоровления и восстановления организма человека. Первую попытку серьезно изучать йогу и обучать йоге на территории Советского Союза предпринял Зубков Анатолий Николаевич, который в 1989 году создал «Всесоюзную ассоциацию развития человека». Примерно в это же время зарегистрировалась первая Ассоциация йоги в СССР. До этого йога тоже была, но больше в виде индивидуальных поисков. Основатель одной из первых русских авторских систем йоги Виктор Сергеевич Бойко стал осваивать йогу самостоятельно в 1971 году, а школа йоги Виктора Бойко была создана в Москве только в 1993 году. Для примера, центр йоги Айенгара, известной по всему миру, в России тоже возникает только в 1993 году. На данный момент у В.С. Бойко в книге «Йога: искусство коммуникации» [6] разобраны все основные темы, которые волновали и волнуют практикующего, но в середине 90-х не было никакой информации, заметки перепечатывали, тексты с английского переводили, делали методички самиздатом. Дефицит информации – это то, что привлекало внимание к этой системе. Причем в йоге, видели панацею от всего. Кто-то чудесным образом излечивался, кто-то обретал какие-то невероятные «способности», кому-то йога давала смысл жизни. Магия, религия, оздоровительная система - всё смешивалось в одну кучу. Постепенно большее внимание стал привлекать физический аспект йоги - асаны (упражнения) и пранаямы (дыхательные техники). Люди из разных видов спорта увлекались новой системой и показывали совершенно иной уровень владения телом. Йога стала доступна и обычным людям, появились первые успехи и первые ключи к упражнениям. Только практика заходила в тупик, стоило перейти к Саманияме, к работе сознания и психики. Если физический аспект был понятен, то, как достигать самадхи (просветления) или как созерцать или медитировать было совсем неясно. Здесь и произошел первый кризис йоги, который и перевел её в фитнес систему. Со временем всем стало ясно, что асаны и пранаямы работают, а всё, что касается аспектов духа, становится благодатной почвой для спекуляций. Всё больше йога стала превращаться в ещё одно направление фитнеса, отдавая предпочтения физическим упражнениям и отодвигая философию йоги на второй план. Люди, которые искали чуда и магии отсеялись, как только поняли, что в йоге, как и в любой оздоровительной системе ничего не дается даром и нужно работать над собой и своим телом.
По всей стране открываются разные студии, школы, клубы йоги. Устанавливаются определенные стандарты преподавания. Даже появилось понятие «Сертифицированный инструктор йоги». Правда, нет единых стандартов сертификации, но, в любом случае, это говорит о том, что ведутся разработки в области методологии. Чем больше инструкторов, тем выше конкуренция, а чем выше конкуренция, тем выше уровень мастерства. Современный человек требует системности и научности. Исаак Ньютон писал: «Если я видел дальше других, то потому, что стоял на плечах гигантов». Йогу за эти несколько десятков лет переработали, переварили и превратили в выверенную систему сотни инструкторов. На данный момент есть анатомические атласы по йоге, о которых лет десять назад можно было только мечтать. Есть переведенные и прекрасно изданные книги Свами Сатьянанды Сарасвати, есть западные пособия. Йога всё больше уходит в медицину и йоготерапию. В 21 веке огромное количество инструкторов и направлений. Множество конференций по йоге проходит каждый год. Расширилось направление туров, ретритов, семинаров, выездов. Географические границы теперь не играют большой роли. Инструктора из Нью-Йорка, Мексики, Германии и других стран активно делятся своим опытом с коллегами по всему миру - это большой плюс к качеству практики. Всё больше йога развивается как физическая культура.
Цель работы: обосновать принадлежность системы йоги к оздоровительно-рекреативной физической культуре.
Задачи работы:
- изучить функции йоги с позиции функций физической культуры;
- проанализировать четыре формы физической культуры и рассмотреть йогу как оздоровительно-рекреативную физическую культуру;
- рассмотреть йогу через терминологию физической культуры (через средства, технику, умения, навыки);
- сравнить методы йоги и физической культуры;
- проанализировать структуру урока по йоге и найти аналогию с уроком по физической культуре;
- привести пример модульной учебной программы для спортивных учреждений с применением йоги в качестве одного из модулей.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в том, что йогу как систему не рассматривали с точки зрения одного из физкультурно-спортивных направлений. Данная работа может послужить обоснованием йоги как направления физической культуры. Это позволит изучать её в дальнейшем с точки зрения физкультуры и спорта.
Практическая значимость работы заключается в том, что йогу как оздоровительно-рекреативную физическую культуру можно включать в разные спортивный дисциплины отдельным модулем или же вводить как отдельное направление в детско-юношеских спортивных школах и школах высшего спортивного мастерства.
Йоги нет в перечне спортивных дисциплин. Нет также никакой единой системы обучения и единого формата квалификации тренеров. Сколько существует школ – столько существует способов обучения. Это добавляет разнообразия практике, но затрудняет определение места йоги в системе современных спортивных и фитнес-дисциплин. А.А. Бишаева относит йогу к нетрадиционным видам двигательной активности и описывает её так: «Занятия хатха-йогой соединяют в себе методы овладения искусством напряжения и расслабления мышц, основанные на сочетании следующих факторов: растяжение, релаксация, глубокое дыхание, усиленная циркуляция крови и концентрация внимания» [5]. Чтобы конкретизировать йогу и её место нам нужно, в первую очередь, обратиться к функциям физической культуры и соотнести их с практикой йоги. Это даст нам возможность определить относится ли йога к одной из форм физической культуры или нет.
Различают специфические и общие (общекультурные) функции физической культуры [28].
Специфические функции физической культуры:
1) Функция физического воспитания.
С помощью упражнений йоги можно развить и улучшить многие функции организма. В результате систематических занятий возможно увеличить гибкость - на 40-50% и выносливость - в десятки раз. Используя техники из йоги в сочетании с правильным питанием можно достичь оптимального веса, нормализовать жироотложение, сформировать правильную осанку и телосложение. Ближе всего, по режиму тренировок и формированию телосложения, к йоге находится спортивная гимнастика. И в йоге и в спортивной гимнастике удерживается относительно небольшая масса тела, и выполняются сложнокоординационные упражнения. С помощью асан (упражнений) и пранаям (дыхательных техник) можно повысить функциональные возможности сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма, тем самым повысить уровень общей и специальной физической работоспособности. Регулярные тренировки йогой приводят к развитию двигательных и вестибулярных анализаторов, что приводит к развитию такого физического качества как ловкость. Чем выше ученик поднимается в практике, тем быстрее и эффективнее он осваивает новые движения. Овладение разнообразными двигательными умениями и навыками в сочетании с параллельным воспитанием физических качеств повышает не только двигательную культуру человека, но и формирует особый стиль двигательной деятельности [12]. Йога как система упражнений полностью соответствует функции физического воспитания.
2) Оздоровительно-рекреативная функция.
Йога может быть использована как профилактика гипокинезии. При дефиците мышечной активности система йоги может служить средством удовлетворения естественных потребностей человека в двигательной деятельности. Физическая активность – это необходимое условие нормального функционирования и развития организма человека. Оздоровительно-рекреативная функция может быть реализована для предупреждения утомления и восстановления временно утраченных функциональных возможностей организма [30]. Применение йоги как рекреативной формы физической культуры носит не только оздоровительный характер, но и реализуется в виде досуга ради получения удовольствия от физических упражнений. Оздоровительные задачи йоги достигаются также применением разных видов закаливания и очищения организма, что сочетается с использованием в физической культуре сил природной среды (солнечных и воздушных ванн, контрастного душа и обливания) [7]. Кроме этого в йоге как физической культуре учитываются гигиенические факторы такие как режим сна, личная гигиена, здоровое питание и разумные физические нагрузки. Йога позволяет достигать состояний, при которых раскрываются внутренние резервы организма [26]. Как система, сохраняющая здоровье на долгие годы и как гимнастика для восстановления здоровья, йога отвечает запросам оздоровительно-рекреативной функции физической культуры.
3) Соревновательно-достиженческая функция [28].
Йога – это не спорт в общепринятом виде. Основа фестивалей и турниров по йоге в демонстрации правильной техники выполнения асан. Кто-то из учеников показывает более высокие результаты освоения материала, кто-то более низкие. Фестиваль служит цели мотивировать учеников расти в практике. Соревновательно-достиженческая функция реализуется главным образом в сравнении уровня подготовки учеников и распределение их по призовым местам. Чем выше уровень техники, тем более высокую оценку можно получить от жюри. Подготовка к фестивалю по йоге строится по правилам спортивной тренировки. Ученики интенсивно тренируются, к каждому применяется индивидуальный подход, чередуются нагрузки с отдыхом. Несмотря на наличие соревнования, смысл фестивалей заключается в систематизации знаний и в обмене опытом учениками. Йога реализуется в рамках соревновательно-достиженческой функции физической культуры.
Общие (общекультурные) функции физической культуры складываются из тех влияний, которые она оказывает на другие области человеческой действительности (культура, производство (труд), быт, наука) [28].
Общие функции физической культуры:
1) Функция духовного воспитания.
Человек является целостным существом, сочетающим в себе как физическую, так и психическую деятельность. Его физкультурно-спортивная деятельность затрагивает не только нервно-мышечную систему, но и психику, сознание, мышление, поведение, мораль, т.е. всю духовную сферу [28]. Из этого следует, что двигательная активность человека не может не отражаться на его духовной составляющей, умственных, нравственных, эстетических и других качествах и способностях. «В здоровом теле – здоровый дух» - это один из постулатов, которому следует и йога как фитнес система. Как писал А.Н. Чанышев по поводу упражнений йоги в работе «История философии Древнего мира»: «…это определённые положения тела, которые развивают гибкость и влияют на работу внутренних органов, улучшая их функции, что влияет на психическое состояние» [34]. Физическая культура как средство и метод воспитания индифферентна. С ее помощью можно воспитать прямо противоположные свойства личности: эгоизм и коллективизм, чувство сострадания и жестокость, порядочность и хамство. Йога же сосредотачивается только на воспитании положительных качеств, которые прописаны в первых двух ступенях работы «Йога-сутры Патанджали», таких как правдивость, сострадание, отрицание жестокости, коллективизм и другие [14]. Кроме того, в процессе освоения упражнений у учеников воспитывается эстетический вкус – упражнения должны выполняться плавно, технично и красиво. Фиксации в позах воспитывают волю, сложнокоординационные упражнения тренируют двигательную память, систематичность занятий воспитывают у учеников физическое трудолюбие. Йога как физическая культура может использоваться не только для развития гибкости и двигательных навыков, но и для духовного воспитания.
2) Экономическая функция.
Физическая культура имеет большое экономическое значение, выражающее в том, что финансовые вложения общества в развитие физической культуры многократно окупаются, благодаря улучшению здоровья и повышению дееспособности, увеличению продолжительности высокоактивной жизни людей [28]. Йога также как массовая физическая культура приносит доход, получаемый от выездных семинаров, ретритов, йога-туров. От реализации вспомогательных материалов, инвентаря, специального оборудования. От проведения массовых мероприятий в виде фестивалей, турниров, конференций.
3) Функция досуга.
Досуг - это свободное от основной работы время, используемое человеком для своего духовного и физического развития, самообразования, общественной деятельности и т.д. [28]. Физкультурно-спортивные занятия, реализуемые в рамках досуга, осуществляются в двух основных формах:
А) организованные формы занятий (спортивные секции в коллективах, по месту жительства, в спортивных клубах, группы здоровья, ОФП, ритмической и атлетической гимнастики и т.д., т.е. там, где имеется преподаватель, методист, организатор). Йога реализуется в виде досуга – в беби-клубах, в учреждениях дополнительного образования, в фитнес-клубах, в йога студиях и школах.
Б) самостоятельные занятия, когда человек не связывается ни с какой организацией, а сам выбирает себе вид занятий, его содержание и форму. На данный момент существует огромное количество видео и фото материалов по йоге, множество подробных литературных источников по которым начинающий осваивать йогу человек, может самостоятельно приступить к практике.
4) Познавательная функция.
Познавательная роль физической культуры проявляется в двух основных аспектах: личностном и социальном [28].
А) личностный аспект обусловлен, прежде всего тем обстоятельством, что в процессе физкультурно-спортивной деятельности человек познает самого себя, свои физические и волевые качества, двигательные возможности, осваивает закономерности и принципы их эффективного развития, знакомится с другими людьми, окружающей его природой и т.п. При этом он осваивает технику движений, совершенствует тактику спортивной борьбы и многое другое. Происходит развитие интеллектуальных и творческих способностей, приобретаются знания в области физической культуры и спорта. Современная йога обучает анатомо-физиологическим аспектам работы со своим телом, объясняет пользу и смысл упражнений и дает возможность ученику научиться владеть своим телом.
- социальный аспект познания заключается в том, что физкультурная и особенно спортивная практика раскрывает обществу пределы человеческих возможностей. Йога представляет собой хороший пример того, на что способно тело человека. Инструктора по всему миру делятся наработанными знаниями и опытом в области освоения сложных упражнений на гибкость, силу и баланс. Печатаются методические пособия для инструкторов и занимающихся, ведутся исследования в области максимальных физических и психических нагрузок на организм человека. Развивается перспективное направление «Йогатерапия» [31], призванное помочь людям, страдающим разными заболеваниями, грамотной практикой йоги. Школы йоги открывают совместно с практикой новые формы двигательной деятельности, и ищут более эффективные средства и методы физической подготовки людей, более эффективные способны развития двигательных действий и навыков.
Из анализа йоги через призму специфических и общих функций физической культуры мы можем сделать вывод, что йога соответствует физической культуре. Йога выполняет и специфические функции: функцию физического воспитания, оздоровительно-рекреативную функцию, соревновательно-достиженческую функцию. Так же как система йога отвечает и общим функциям физической культуры таким как: функция духовного воспитания, экономическая функция, функция досуга, познавательная функция. Йога отвечает функциям физической культуры, то остается вопрос к какой из форм физической культуры её отнести.
Выделяют четыре основные формы физической культуры по признаку её места в образе жизни человека и её целевому назначению:
1. Физическое воспитание. Физическая культура, реализуемая в среде дошкольного, школьного и студенческого образования. По Ж.К. Холодову и В.С. Кузнецову физическое воспитание – это: «…вид воспитания, специфическим содержанием которого является обучение движениям, воспитание физических качеств, овладение специальными физкультурными знаниями и формирование осознанной потребности в физкультурных занятиях» [33].
2. Производственная физическая культура (ПФК), осуществляемая в сфере трудовой деятельности человека. «Цель ПФК – способствовать укреплению здоровья и повышению эффективности труда. Эффективность труда можно повысить за счет расширения физиологически допустимых границ его интенсивности, а также за счет повышения индивидуальной производительности, на уровень которой также оказывает определенное влияние физическая подготовленность» [29].
3. Оздоровительно-рекреативная физическая культура (ОРФК), представленная в режиме свободного времени и быта. Н.Г. Соколов и В.П. Овчинников в работе «Рекреация и двигательная реабилитация при занятиях физической культурой и спортом» пишут: «ОРФК как вид физкультурной деятельности – это не столько физический, двигательный способ существования живого существа, сколько способ всестороннего развития, совершенствования человека, личности. Поэтому прежде всего в ее основе лежит сознательное, научно организованное неоднократное применение движений и действий, соответствующих задачам определенного вида физического развития и совершенствования» [25]. Хорошее определение ОРФК дали А.Г. Фурманов и М.Б. Юспа в работе «Оздоровительная физическая культура»: «ОРФК - это сознательно управляемый процесс развития, совершенствования и восстановления адаптационных, физических, эмоционально-духовных возможностей людей средствами физической культуры с целью их оптимального функционирования в бытовой и досуговой сферах жизнедеятельности» [32].
4. Спорт – профессиональная спортивная деятельность или физическая культура, реализуемая в рамках свободного времени. Кизько А.П. вместе с соавторами в работе «Физическая культура» так определяет спорт: «Спорт – это многогранное общественное явление, составляющее неотъемлемый элемент ФК общества, специфическим содержанием которого являются соревновательная деятельность и подготовка к ней» [16].
Йогу можно отнести частично ко всем формам физической культуры. Она реализуется и в рамках физического воспитания (есть йога для дошкольников в беби-клубах, йога для школьников в рамках центров дополнительного детского образования и йога для студентов в рамках университетских курсов ЛФК). Набирает популярность йога в качестве производственной физической культуры, так называемая «офисная йога», которая служит восстановлению работоспособности офисного служащего в течение рабочего дня. Есть в йоге и соревновательный аспект, который реализуется в рамках фестивалей и турниров по йоге, где места присуждаются в зависимости от точности и красоты техники выполнения асан. Этот аспект роднит йогу со спортом. Но чаще всего йога встречается как оздоровительно-рекреативная физическая культура. Группы йоги являются дополнительными секциями, посещаемыми людьми в свободное время с целью восстановления и поддержания своего здоровья.
Разберем подробнее, что такое оздоровительно-рекреативная физическая культура. Оздоровительно-рекреативная физическая культура является комплексом разных видов физической культуры. Л.П. Матвеев выделяет две формы, которые можно отнести к данному направлению: оздоровительно-рекреативная физическая культура и "фоновые" виды физической культуры [22]. А внутри этих компонентов имеется ряд разновидностей: ЛФК, спортивно-реабилитационная, гигиеническая и рекреативная физическая культура, адаптивная физическая культура [35]. В.М. Выдрин обособляет тоже две относительно самостоятельные формы: "физическая рекреация" и "двигательная реабилитация" [21].
Представляется, что без существенных издержек с целью упрощения все это разнообразие можно обозначить одним термином "оздоровительно-рекреативная физическая культура". Дело в том, что конечные цели ЛФК, гигиенической гимнастики, физической реабилитации и физической рекреации в итоге совпадают по своей направленности на оздоровление человека. Причем оздоровительно-рекреативная физическая культура в структуре образа жизни существует, главным образом в быту человека, в свободное от учебы или работы время. Она составляет один из важнейших компонентов здорового образа жизни и входит в сферу отдыха, восстановления и развлечения [21]. В.А. Горовой в работе «Физическая рекреация студентов» пишет: «Физическая рекреация – это процесс использования методов и форм организации физической культуры, направленный на удовлетворение потребностей в отдыхе, восстановление сил, развлечение и совершенствование личности человека в свободное и специально отведенное время. Этот подход отождествляет ФР с массовой физической культурой, массовым и любительским спортом» [11]. В.С. Макеева и З.С. Тинькова в работе «Теория и методика физической рекреации» пишут: «Термин рекреация означает активный отдых, восстановление сил человека, израсходованных в процессе труда, учебы, тренировочных занятий или соревнований и приносящий удовлетворение от него. В то же время физическая рекреация относится к той сфере деятельности, в которой должны быть осведомлены и специалист, и каждый отдельный человек. Не менее важным в проблемных аспектах физической рекреации является воспитание здорового образа и спортивного стиля жизни детей и молодежи» [21].
Оздоровительно-рекреативная физическая культура представляет собой комплекс направлений, из которых можно выделить четыре крупные группы:
1) Лечебная физическая культура (ЛФК), направленная на восстановление функций организма, нарушенных в результате заболеваний, травм и других причин. Характерной особенностью метода ЛФК является создание условий для активного участие больного в лечебно-восстановительном процессе на всех этапах медицинской реабилитации [13].
2) Оздоровительно-реабилитационные занятия в сфере после рабочего восстановления работоспособности и предупреждения профессиональных травм и заболеваний (в том числе спортивных).
3) Утренняя гигиеническая гимнастика, предназначенная для оптимизации физического состояния и закаливания организма. А.А. Николаев в работе «Двигательная активность и здоровье современного человека» так пишет об утренней гигиенической гимнастике: «Особой формой проведения занятий являются проводимые в виде так называемой “зарядки” утренние физические упражнения. Они имеют значение, во-первых, для быстрого повышения работоспособности после сна; во-вторых, для укрепления здоровья и закаливания организма; в-третьих, для регулярной физической тренировки в целях совершенствования мышечного аппарата, сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма и развития основных физических качеств» [24].
4) Оздоровительно-рекреативная физическая культура (ОРФК), представленная большим разнообразием форм занятий (физкультурно-спортивные развлечения и игры, туризм, охота, рыбалка, плавание и купание, велосипедные и лыжные прогулки, группы здоровья, ОФП, ритмическая гимнастика и т.д.), обеспечивает здоровый активный отдых.
Современная йога как форма физической культуры встречается во всех группах, но как отдельное направление больше всего подходит к четвертой. Л.А. Боярская в работе «Методика и организация физкультурно-оздоровительной работы» писала: «Задачей оздоровительной физической культуры является общее оздоровление, повышение сопротивляемости организма вредным воздействиям факторов внешней среды, создание оптимального фона для жизнедеятельности человека, продление активного долголетия и т. д. Занятия оздоровительной физической культурой не ставят задачу достижения высоких спортивных результатов или лечения болезней (как в лечебной физической культуре (ЛФК)) и доступны всем практически здоровым людям» [8]. Задача йоги полностью совпадает с задачей оздоровительной физической культуры.
Определяя место йоги в современной физической культуре, мы показали на примере, выполняемых йогой функций её согласованность с функциями физической культуры. Рассмотрев формы физической культуры, мы выделили йогу как оздоровительно-рекреативную физическую культура. Таким образом, мы можем анализировать йогу с позиции современных представлений о физической культуре и спорте, рассматривая её через терминологию и понятия принятые в этих направлениях. Ценность этого вывода заключается в том, что современную йогу как фитнес систему можно регламентировать и систематизировать, а, значит, и развивать, и внедрять в детско-юношеских спортивных школах и школах высшего спортивного мастерства.
В йоге как в форме физической культуры средствами практики являются физические упражнения, гигиенические факторы и оздоровительные силы природы. Физическое упражнение - это основное и специфическое средство физического совершенствования, особый вид двигательной деятельности, при помощи которого осуществляется направленное воздействие на занимающегося и реализация задач физического воспитания [10, 27]. Естественные силы природы, факторы гигиены являются вспомогательными средствами. С помощью вспомогательных средств создаются условия для эффективного влияния физических упражнений на занимающихся, успешной организации и проведения занятий. Основные и вспомогательные средства физического воспитания применяются в единстве [10]. Физическими упражнениями в йоге являются асаны (статические позы и их динамическая смена) и пранаямы (дыхательные техники). Содержанием физического упражнения является совокупность физиологических, психологических и биомеханических процессов, происходящих в организме человека при выполнении упражнения (физиологические сдвиги в организме, степень проявления физических качеств и т.п.) [10]. От особенностей содержания того или иного физического упражнения зависит его форма. Форма физического упражнения представляет собой его внутреннюю и внешнюю организацию, согласованность, упорядочение. Внутренняя структура отражает то, как связаны между собой различные процессы функционирования организма во время выполнения данного упражнения, как соотносятся, взаимодействуют и согласуются друг с другом процессы нервномышечной координации, моторных и вегетативных функций, а также различные энергетические (аэробные и анаэробные) процессы. Внешняя структура физического упражнения - это видимая форма двигательного действия, которая характеризуется соотношением пространственных, временных и динамических параметров движений [27]. В каждом произвольном двигательном акте есть двигательной задача (осознаваемая конкретная цель движения) и способ, каким задача может быть решена.
Особое внимание в практике йоги уделяется техники выполнения упражнений. Именно оценка техники лежит в основе судейства детско-юношеских фестивалей по йоге. Эффективное решение двигательной задачи и является критерием, по которому можно понять уровень занимающегося. Техника физического упражнения - способ выполнения двигательных действий, с помощью которых двигательная задача решается целесообразно, с большей эффективностью. Двигательные действия состоят из отдельных движений. При этом не все движения в них являются одинаково важными. Поэтому выделяют основу и детали техники двигательных действий [1, 27]. Основа техники - это необходимые элементы движения или совокупность тех звеньев и черт динамической и кинетической структуру движений, без правильного выполнения которых невозможно решить двигательную задачу и которые отличают данные действия от других [1]. В йоге есть множество модификаций упражнений, но, несмотря на это, есть ключевые особенности выстраивания поз. Эти ключевые особенности (основа техники) совпадает практически во всех школах. Детали техники - это такие второстепенные особенности движения, которые могут в определенных пределах видоизменяться, не вызывая нарушений его основного механизма (основы техники) [1, 27]. Развернутые вверх или вниз руки в позе треугольника или героя не будут считаться ошибками. Также не считается ошибкой видоизменение динамических переходов между позами. Детали техники могут быть различными у занимающихся и зависят от их индивидуальных особенностей. Техника физических упражнений постоянно совершенствуется и обновляется в практике физического воспитания и спорта.
Обучение учеников физическим упражнениям йоги и осваивание ими техники выполнения также как и в любой физической культуре происходит через обучение двигательным действиям. Специфика обучения в физическом воспитании состоит в том, что основным предметом являются разнообразные двигательные действия. При их освоении формируются знания, двигательные умения и навыки, необходимые во всех сферах человеческой деятельности. Способность человека приобретать знания и овладевать умениями и навыками называют обучаемостью. Каждый человек обладает разной степенью обучаемости [33]. Можно выделить две стадии обучения двигательному действию:
1) Формирование двигательного умения
Процесс овладения любым двигательным действием (физическим упражнением) начинается с формирования умения. Поэтому двигательные умения являются первоначальной ступенью овладения техникой движения. Умения зависят не только от тренировки, но и от «мотива движения», от стремления повышать свои способности и умения и поддерживать их на возможно более высоком уровне [3]. Двигательное умение можно определить, как способность выполнять двигательное действие, концентрируя внимание на основе техники, т.е. на самом движении. Двигательное умение характеризуется такой степенью овладения техникой двигательного действия, которая отличается повышенной концентрацией внимания на составные части операции [1, 10]. В начале освоения упражнений йоги новичку главное запомнить форму упражнения, приучить свое тело к новым положениям в пространстве. Ученики приходят с разным уровнем физической подготовки. Кому-то нужно немного времени для формирования из умения навыка, кому-то нужно трудиться годами. Всё это зависит от возраста ученика, природной одаренности, предыдущего двигательного опыта (посещение других секций), правильной практики (профессиональной компетенции преподавателя), уровня мотивации.
2) Формирование двигательного навыка
Двигательный навык появляется у человека после многократных повторений двигательного умения, когда движение становится привычным и может стабильно выполняться. Двигательный навык - это способность человека выполнять двигательное действие без значительного контроля сознания за основой техники. Т.е. автоматизировано. Двигательный навык характеризуется такой степенью владения техникой физических упражнений, при которой управление движениями происходит автоматически и действия отличаются высокой надежностью. Навык в связи с этим считается высшей формой выполнения движения [1, 10]. Способность выполнять упражнение без участия сознания, и есть цель йоги. Практика тогда считается полной, когда ученик перестает акцентировать внимание на деталях упражнения и способен выполнять его без напряжения, находясь в позе достаточно длительное время.
Одно и то же двигательное действие может быть выполнено человеком в двух качественно различных формах - либо в форме умения, либо в форме навыка. Эти формы принципиально отличаются друг от друга, главным образом, степенью их освоенности, т.е. способами управления со стороны сознания человек [10].
В соответствии с фазовым характером формирования двигательных навыков (физиологическая закономерность) и согласно теории поэтапного формирования действий (психологическая закономерность) весь процесс обучения любому двигательному действию условно делится на три этапа [33]:
1) Предумение. Этап начального разучивания. Этап в целом соответствует фазе иррадиации нервных процессов в коре головного мозга и связан с формированием основ техники на уровне предумения, предполагающего выполнение изучаемого действия в общих чертах.
2) Умение. Этап углубленного разучивания. Он соответствует фазе концентрации нервных процессов и в итоге сопряжен с формированием двигательного умения.
3) Навык. Этап закрепления и дальнейшего совершенствования строится на основе динамического стереотипа и предполагает формирование двигательного навыка.
Этапы обучения, с одной стороны, соответствуют физиологическим фазам формирования навыка, с другой - характеризуют педагогические стадии формирования навыка (предумения, умение, навык). Корягина Ю.В. приводит подобную схему формирования двигательного навыка, обозначая фазы: генерализации, концентрации, стабилизации и автоматизации действий [17].
Разучивание физических упражнения и разбор их техники, путь от предумения к навыку, от генерализации к автоматизации, в йоге строится на основе общепедагогических методов - в частности, методов использования слова (словесные методы) и методов обеспечения наглядности (наглядные методы) и специфических методов (строго регламентированного упражнения, игрового и соревновательного методов) [1, 10, 12]. Специфические методы мы рассмотрим подробнее.
Специфические методы физического воспитания (применяемые в обучении йоги). Группа специфических методов включает в себя три типа: методы строго регламентированного упражнения, игровой и соревновательный методы. С помощью этих методов решаются конкретные задачи, связанные с воспитанием физических качеств и обучением технике выполнения физических упражнений [1, 10, 12].
1) Методы строгорегламентированного упражнения
Упражнения в йоге обладают своей структурой. Каждая асана состоит из трех стадий – входа, нахождения и выхода. Методы строгорегламентированного упражнения помогают строить двигательную активность учеников по предписанной программе (комплексам упражнений, комбинациям асан, динамическим переходам). В зависимости от задач конкретной группы выстраиваться нагрузка и интенсивность физической деятельности. С помощью упражнений избирательно воспитываются такие физические качества человека как ловкость, сила и гибкость. Методы строгорегламентированного упражнения позволяют эффективно осваивать технику выполнения и вовремя исправлять ошибки в упражнениях.
Метод строгорегламентированного упражнения включает в себя две подгруппы методов: методы обучения двигательным действиям и методы воспитания физических качеств [33].
А) Методы обучения двигательным действиям
В подгруппу методов, с помощью которых осуществляется обучение технике двигательных действий, входят три конкретных метода: целостный, расчленённо-конструктивный и сопряженного воздействия.
– Целостный метод.
Метод целостного упражнения. Чаще всего этот метод применяется в начале практики йоги и на группах дошкольного возраста. Сущность метода в том, что техника двигательного действия осваивается с самого начала в целостной своей структуре без расчленения на отдельные части. Целостным методом возможно осваивать отдельные детали, элементы или фазы не изолированно, а в общей структуре движения, путем акцентирования внимания учеников на необходимых частях техники [33]. Целостный метод дает возможность ученикам запомнить структуру упражнения, без особого акцента на мелкие ошибки. Таким образом, этот метод подходит для начала разучивания упражнений йоги. После освоения структуры упражнения целостным методом целесообразно перейти к расчлененно-конструктивному методу.
– Расчленённо-конструктивный метод.
Смысл расчленённо-конструктивного метода в выделении элементов при освоении движений со сложной структурой. Идея метода состоит в том, что целостное упражнение расчленяется на отдельные фазы или элементы. Выделенные элементы поочередно разучиваются и последовательно объединяются в целостное движение [33]. Выделение элементов из целостного движения позволяет разучивать технику выполнения с меньшими затратами энергии. Разбитие сложного движения на ряд простых даёт возможность уменьшить количество ошибок. Вместе с тем расчлененный метод имеет весьма существенный недостаток. Дело в том, что изолированно разученные элементы не всегда легко удается объединить в целостное двигательное действие. В йоге расчленённо-конструктивный метод помогает изучать детали техники выполнения упражнения. Разложить асану на составляющие и объединить элементы плавными переходами - одна из задач практики.
Б) Методы воспитания физических качеств
Второй группой методов строгорегламентированного упражнения являются методы, применяемые для воспитания физических качеств. Они представляют собой различные комбинации нагрузок и отдыха. Методы этой группы можно разделить на методы со стандартными и переменными нагрузками [33].
- Метод стандартного упражнения может быть 1) непрерывным и 2) интервальным. 1) Метод стандартно-непрерывного упражнения представляет собой непрерывную мышечную деятельность без изменения интенсивности (как правило, умеренной). Наиболее типичными его разновидностями являются: а) равномерное упражнение (в йоге это динамические комплексы, в которых одно и тоже движение выполняемся раз за разом – переход из позы собаки лицом вверх в позу собаки лицом вниз); б) стандартное поточное упражнение (например, многократное непрерывное выполнение элементарных гимнастических упражнений). 2) Метод стандартно-интервального упражнения это повторное упражнение, когда многократно повторяется одна и та же нагрузка. При этом между повторениями могут быть разные интервалы отдыха. В йоге это паузы между повторением асан, в которых идет работа с концентрацией на внутренних изменениях организма.
- Методы переменного упражнения – 1) метод переменно-непрерывного упражнения; 2) метод переменно-интервального упражнения. 1) Метод переменно-непрерывного упражнения характеризуется мышечной деятельностью, осуществляемой в режиме с изменяющейся интенсивностью. Различают следующие разновидности этого метода: а) переменное упражнение в циклических передвижениях; б) переменное поточное упражнение - серийное выполнение комплекса гимнастических упражнений, различных по интенсивности нагрузок [33]. 2) Метод переменно-интервального упражнения. Для него характерно наличие различных интервалов отдыха между нагрузками. Типичными разновидностями этого метода являются: а) прогрессирующее упражнение; б) варьирующее упражнение с переменными интервалами отдыха; в) нисходящее упражнение.
В йоге используются все методы строгорегламентированного упражнения, как методы обучения двигательным действиям, так и методы воспитания физических качеств. Использование целостного метода и расчленённо-конструктивного позволяет освоить основу и детали техники выполнения, а методы стандартного и переменного упражнения закрепить двигательные действия через многократное повторение.
2) Игровой метод
В системе физического воспитания игра используется для решения практически всех задач – образовательных, оздоровительных и воспитательных [33]. На занятиях детско-юношеских групп по йоге всегда присутствует ряд подвижных игр. Сущность игрового метода заключается в том, что двигательная деятельность занимающегося организуется на основе содержания, условий и правил игры. Игровой метод обеспечивает всестороннее, комплексное развитие физических качеств и совершенствование двигательных умений и навыков, т.к. в процессе игры они проявляются не изолированно, а в тесном взаимодействии. В случае же педагогической необходимости с помощью игрового метода можно избирательно развивать определенные физические качества (подбирая соответствующие игры). В игре всегда есть элементы соперничества и противоборства. В йоге важно не развивать качества противопоставления игроков друг другу. Важно акцентировать внимание на психоэмоциональном удовольствии от игры, а не на результате выиграл/проиграл. Игра учит детей работать в команде, чувствовать своё тело, развивать физические качества и импровизационные движения. Игра является одним из мотивов для детей для посещения занятий йогой, а впоследствии любовь к игре перерастает в любовь к физической культуре.
3) Соревновательный метод
Этот метод использует в йоге для ускорения освоения упражнений в практике. Соревновательный элемент включается в период проведения фестивалей по йоге, где дети имеют возможность показать свою технику и получить за это от судей оценки и места. Ученики соревнуются друг с другом в пределах одной возрастной группы. В период подготовки к фестивалям по йоге, дети в процессе занятий сравнивают результаты друг друга и стараются улучшить свою технику. Фестиваль по йоге как и соревнование дает возможность выявить более способных учеников посредством оценки техники выполнения ряда упражнений статической и динамической йоги. В йоге соревновательный метод применяется в физическом воспитании, где соревновательный метод используется как элемент организации урока или физкультурно-спортивногo занятия, включая и спортивную тренировку. Применение соревновательного метода предполагает соблюдение следующих требований и условий: а) выполнение всеми соревнующимися обусловленных правил; б) соблюдение принципа равенства шансов для всех участников; в) наличие судьи для определения победителя [33]. Соревновательный метод является хорошим способом определения физической, технической, волевой подготовленности ученика. Фестиваль вызывает высокие эмоциональные переживания участников, что ведет к пересмотру всей практики, является мотивом для дальнейшего совершенствования. Важно создать атмосферу здоровой конкуренции, дети должны чувствовать себя одной командой, несмотря на победителей и проигравших. После соревнования и победители и проигравшие вместе разбирают свои ошибки и помогают друг другу их исправить. Чем сильнее все участники команды, тем выше уровень группы. Фестиваль служит мониторингом освоения учениками годовой программы и мотивом к развитию своих возможностей.
Все три группы методов (методы строго регламентированного упражнения, игровой и соревновательный методы), применяются в практике йоге для формирование двигательных умений и навыков. Практическая реализация йоги как физической культуры идет по тем же правилам, что и в любой секции. В заключении этой главы мы рассмотрим структуру урока йоги.
Структура урока по йоге (йога как оздоровительно-рекреативная физическая культура). Структура урока йоги строится из трех элементов: подготовительная часть (разминка), основная часть, заключительная часть (заминка) [33].
Подготовительная часть (разминка) имеет следующие назначения:
1. Организовать учащихся. Ученики встают по своим местам. Инструктор сообщает задачи урока. Идет психоэмоциональная настройка детей на работу. Организация учащихся служит задаче повысить внимание занимающихся и обеспечить готовность к занятию. Качественная настройка на работу облегчает переход к основной части.
2. Разогреть мышцы. Общая подготовка. С помощью элементарных упражнений провести общую подготовку организма занимающихся для повышения работоспособности сердечно-сосудистой, дыхательной и мышечной систем. На уроках йоги используются элементы стретчинга, которые представляют собой общеразвивающие гимнастические упражнения. Нагрузка и интенсивность возрастает постепенно. Общая разминка может быть завершена дыхательными техниками.
3. Подготовить мышечные группы и системы организма, участвующие в основной части. Специальная подготовка. Специальная подготовка достигается путем выполнения подводящих упражнений, специально-подготовительных и целевых упражнений, сходных с упражнениями основной части, но координационно более простых. Специальная подготовка – это всё ещё разминка, поэтому интенсивность и нагрузка не достигают максимальных величин.
Разминка, включающая организацию, общую подготовку и специальную подготовку занимает 10-20% общего времени урока. Разминка зависит от внешних и внутренних факторов. К внешним можно отнести температуру окружающей среды, влажность, время проведения тренировки (утро, вечер). К внутренним факторам относится цель урока, состояние учеников, мотивация. Если разминка идет в рамках подготовки к соревнованиям, то строится она по одному типу, если это занятия после соревнований, то по другому типу. Разминка адаптируется под факторы, исходя из большей целесообразности. Подготовительная часть необходима для на начальной организации занимающихся, психической и функциональной подготовки организма, а также для опорно-двигательного аппарата – к предстоящей основной работе [4].
Основная часть (блоки растяжки, силовые блоки, асаны и пранямы). Основная часть урока по йоге строится на основании конкретных задач, которые ставятся на данном уроке. Это может быть обучение технике движения, воспитание физических качеств (ловкость, сила, гибкость, выносливость), воспитание морально-волевых качеств, восстановление после соревнований или подготовка к соревнованиям. Средствами основной части могут быть специально-подготовительные и целевые упражнения [33].
Основная часть занимает от 1 до 2,5 академических часа. Для младших детско-юношеских групп длительной занятия зависит от уровня подготовки учеников (1-2 академических часа). Для средних детско-юношеских групп (2 академических часа). Для старших (2-2,5). Время занятий зависит от отбора учеников в группы. Начальные группы занимаются меньше, на группах «продолжающих» время занятия увеличивается. Основная часть обеспечивает решение задач обучения технике двигательных действий, воспитания физических и личностных качеств [4].
Заключительная часть (заминка). На заминки интенсивность и нагрузка постепенно снижаются. Задача снизить функциональную активность организма и привести его в нормальное послерабочее состояние. С этой целью постепенно снижают нагрузку, применяя легкодозируемые упражнения [33]. В йоге – это элементарные гимнастические упражнения, упражнения на гибкость, расслабление, шавасана (аутотренинг на расслабление разных групп мышц), техники на концентрацию. Также занятие может завершать игра, после которой обязательно идет дыхательная техника на расслабление. В конце занятия ученики совершают самостоятельную уборку своего рабочего места и итоговой анализ тренировки. Инструктор по необходимости дает домашнее задание и, используя индивидуальный метод, дает рекомендации к самостоятельной работе. Заключительная часть предназначена для постепенного снижения нагрузки на организм и организованного окончания занятия [4].
На занятиях йогой используются разные методы организации занимающихся на уроке, такие как фронтальный, групповой, индивидуальный и круговой методы. При подготовительной и заключительной части применяется фронтальный метод. Групповой метод применяется в разновозрастной группе в основной части при подготовке детей к соревнованиям, тогда ребята делятся на группы по возрасту и каждой группе дается отдельный комплекс упражнений. Индивидуальный метод используется при подготовке учеников к дополнительным упражнениям в фестивальной программе по йоге. В зависимости от физической подготовки каждому из учеников индивидуально подбираются те упражнения, которые у него получаются лучше всего и идет их отработка. Круговой метод используется в основной части при освоении новых элементов. Старшие ученики разбиваются на группы (станции). А младшие ученики, по очереди переходят от станции к станции и показывают старшим комплексы упражнений. Задача младших выполнить упражнения правильно, задача каждой станции выявить ошибки и исправить их. Таким образом, младшие учатся новым элементам, а старшие закрепляют свои знания.
В этой главе мы рассмотрели практическую сторону реализация йоги как формы физической культуры. Йога использует те же средства (упражнения, гигиенические факторы и оздоровительные силы природы), что и любая физическая культура. В системе йоги также формируются сначала предумения, потом умения и в конце навыки. Методы строго регламентированного упражнения, игровой и соревновательный методы являются неотъемлемой частью каждого занятия. Структура тренировки (разминка, основная часть, заминка) и методы организации учащихся (фронтальный, групповой, индивидуальный и круговой методы), присущие любой фитнес-дисциплине, также применяются и на занятиях йогой. Всё это говорит о том, что йога не только в теоретическом, но и в практическом смысле, является одной из форм физической культуры.
В качестве примера адаптации йоги как оздоровительно-рекреативной физкультуры можно взять модульную программу «Фитнес-аэробика». Автор: Трубников Артем Михайлович. Место реализации программы МБУ ДО «ДЮСШ «Мужество» г.о. Самара. Так как йоги пока нет в перечне спортивных дисциплин, то она может реализоваться только в рамках другой дисциплины – это может быть спортивная гимнастика, спортивная аэробика или фитнес-аэробика. В детско-юношеской спортивной школе йога реализуется в качестве полноценного модуля в рамках направления «Фитнес-аэробика» [18, 19]. В данном случае эта модульная программа является совокупностью фитнес-дисциплин разделенных на отдельные части (модули). Такой подход помогает ознакомить учеников с современными технологиями фитнеса в рамках одной программы. Возможность в рамках одной дисциплины изучать разные направления является плюсом модульных программ. Модуль йоги основан на разработках школы Айенгара [2], В. Бойко [6], А. Бокатова и С. Сергеева [7], Л. Каминоффа и Э. Мэтьюза [15], И.С. Летфуллина [20], Н. Нельсона [23] также в этот модуль вошли разработки Бурковой О.В. и Лисицкой Т.С. [9]. Программа имеет общепринятую структуру: титульный лист, содержание, пояснительную записку, учебный план, содержание модулей программы, формы аттестации и оценочные материалы, описание организационно-педагогических условий реализации программы и список использованной литературы.
В пояснительной записке обязательно присутствует краткая аннотация, актуальность, новизна, ориентация программы, педагогическая обоснованность, правовые основы деятельности, вводная дополнительная информация. Цель, задачи, способы определения результативности, а также формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы представлены в каждом модуле. Каждый модуль предусматривает проведение входящей диагностики обучающихся для определения уровня их физической готовности к освоению программы, учета индивидуальных особенностей и потребностей.
Пример пояснительной записки модульной программы «Фитнес-аэробика». Краткая аннотация: занятия фитнес-аэробикой компенсируют недостаток двигательной активности, укрепляют опорно-двигательный аппарат, мышечный корсет, укрепляют иммунитет, помогают в профилактике заболеваний сердечно-сосудистой, дыхательной систем, плоскостопия; способствуют: развитию моторных навыков, координации движений и чувства баланса тела; приобретению правильной осанки; улучшению гибкости. В процессе обучения своих воспитанников тренер может привить те знания, умения и навыки, которые необходимы для сохранения физического и психического здоровья обучающихся, всестороннего развития личности для достижения намеченных целей. Программа призвана не ограничивать творческий подход тренера, а помочь в его самосовершенствовании для поиска новых подходов и методов обучения. Направленность данной программы – физкультурно-спортивная.
Актуальность. Реализация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы физкультурно-спортивной направленности по «Фитнес-аэробике» включает сочетание фитнес-дисциплин, что дает возможность сделать практику доступной для детей с разным уровнем подготовки. Занятия носят спортивно-оздоровительный эффект и имеют своей целью поддержание здоровья учащихся.
Новизна. Данная программа разработана на основе программы по «Детской йоге» и включает в себя не только элементы аэробики, но и элементы фитнес-дисциплин таких как пилатес, стретчинг и йога. По форме организации образовательного процесса она является модульной. Программа «Фитнес-аэробика» состоит из 3-х автономных модулей: «Основы фитнес дисциплин», «Фитнес-аэробика», «Комплексы упражнений из йоги». Каждый из модулей имеет свою специфику и направлен на решение своих собственных целей из задач.
Программа ориентирована на учащихся младшей и средней школы (8-15 лет), которые проявляют интерес к изучению спортивных и фитнес-дисциплин. Продолжительность обучения 1 год. Общее число часов в год – 144. Режим занятий – 2 раза в неделю по 2 академических часа, при наполняемости – 18 учащихся в группе. Обучающиеся при зачислении должны предоставить медицинское разрешение к занятиям.
Педагогическая обоснованность построения программы и необходимости разработки и внедрения программы в образовательный процесс. В связи с возрастанием малоподвижного образа жизни среди школьников требуется разработка программы, отвечающей способностям современного ребенка. Содержание, методы и формы организации данной программы соответствуют задачам программы.
Правовые основы деятельности. Дополнительная общеразвивающая программа по фитнес-аэробике составлена в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» от 29.11.2012 № 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014), приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», концепцией развития дополнительного образования в РФ (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04. 09.2014 № 1726-Р), приказом Минспорта РФ от 27.12.2013 № 1125 «Об утверждении особенностей организации и осуществления образовательной тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта» и соответствует Правилам ПФДО в Самарской области.
Вводная дополнительная информация, касающаяся данного вида деятельности. В данной программе используются материалы инструкторов по детской йоге Самарской школы русской культуры Богданова Г.В. и Седых Е.Б. Упражнения из фитнес-дисциплин (стретчинг, пилатес, йога) используются в качестве разминочных элементов при освоении фитнес-аэробики. В основу программы положены общепедагогические принципы: системности, комплексности, онтогенетический принцип, принцип развития, принцип от простого к сложному, а также дидактические принципы (наглядность, активность, доступность, сознательность, индивидуальный подход). Направленность дополнительной общеобразовательной программы: физкультурно-спортивная.
После пояснительной записки идет учебный план, в котором отражено количество модулей, их названия и время их реализации в часах, затраченных на теорию и практику.
Каждый из модулей имеет своё содержание, в котором даются: краткое описание, цель, задачи модуля и учебно-тематический план модуля. Пример модуля «Комплексы упражнений из йоги»:
Содержание модуля программы «Комплексы упражнений из йоги». Реализация этого модуля направлена на освоение учениками упражнений из оздоровительной системы йоги на гибкость, силу и баланс. Весь комплекс нагрузок выстроен таким образом, чтобы были задействованы все мышечные группы. Фитнес-йога – это физкультурно-оздоровительная программа, основанная на классической хатха-йоге, включающая технически правильное выполнение поз-асан с контролем над дыханием и концентрацией на отдельных мышцах, органах или их группах. Из традиционной хатха-йоги в систему фитнеса интегрированы асаны, виньясы (динамические переходы), а также ряд дыхательных упражнений пранаямы. Асаны – это позы йоги, представляющие собой статические физические упражнения, которые при помощи рычагов рук и ног могут упрощаться или усложняться. Асаны подразделяются на позы, выполняемые в положении стоя, лежа, сидя, в упорах, в свою очередь выполняющихся в обычном положении, перевернутом и скрученном (с поворотом туловища относительно центральной оси вправо или влево). Виньясы – движения тела, синхронизированные с дыханием. Пранаяма – контролируемое дыхание, которое воздействует на внутренние физиологические системы и психику, осуществляя контроль за мыслительными процессами; оно направлено на укрепление дыхательного аппарата, развитие мышц, участвующих в дыхании.
Осуществление обучения детей по данному модулю позволяет познакомить учеников с упражнениями на гибкость, силу и баланс из системы йоги.
Модуль разработан с учетом личностно-ориентированного подхода с использованием здоровьесберегающих технологий. Каждый ребенок выбирает тот вариант упражнений, который он способен выполнить. Фитнес-йога направлена на профилактику нарушений опорно-двигательного аппарата, зрения, развитие и тренировку дыхательной системы, повышение защитных функций организма детей с использованием упражнений хатха-йоги. Йога, адаптированная для детей, построена на основе традиционных динамических упражнений с игровыми вставками. Такая программа с удовольствием воспринимается ребятами и позволяет развить силу, гибкость, выносливость, расширить диапазон движений, улучшить координацию и владение телом.
Цель модуля: освоить упражнения (асаны) на гибкость, силу и баланс, помогающие сформировать правильное физическое развитие ребенка.
Задачи модуля:
· обучить техникам восстановления и поддержание здоровья;
· изучить упражнения на развитие силы и гибкости тела;
· изучить техники на расслабление мышц;
· научить начальным дыхательным упражнениям;
· изучить позы на баланс и улучшить координацию учеников;
· научить концентрироваться и удерживать вынимание.
После содержания модулей и их учебно-тематического плана даются формы аттестации и оценочные материалы. Пример оценочных материалов: В процессе обучения предполагается многоступенчатая форма контроля. 1. В начале каждого модуля проводится предварительный контроль для выявления первичных знаний и умений. Для этого используются средства наблюдения и индивидуальной беседы. 2. Текущий контроль - проводится в течение всего учебного года для сопоставления фактического результата с ожидаемым и для выявления пробелов в освоении программы. Для этого используется метод сравнения и наблюдения, самоанализа, самоконтроль, взаимоконтроль и поощрения. 3. Промежуточный контроль - проводится по необходимости для диагностирования прочности усвоения материалов и применения его на практике, по средствам результата внутренних зачетов, участия в конкурсах, показательных выступлениях. 4. Итоговый контроль - проводится в конце каждого модуля для анализа выполнения поставленных целей и задач посредством результата устного зачета по теории, экзамена по практике, участия в конкурсах и анализа творческих и спортивных достижений воспитанников. Аттестация обучающихся. Освоение ДОП предусматривает проведение промежуточной (1 раз в полугодие) и итоговой (по окончании полного курса ДОП) аттестации обучающихся в форме только отчетных выставок, концертов, соревнований, фестивалей, семинаров, конференций, зачетов, тестов, экзаменов, докладов, рефератов, собеседований.
Результат промежуточной аттестации устанавливается в соответствии со следующей системой оценок: 1) Низкий уровень; 2) Средний уровень; 3) Высокий уровень. Критерии оценки по уровням: 1) Знание теории (показатели ЗУНов): Высокий (5 бал.): дается полный ответ на поставленный вопрос. Средний (4 бал.): знание в основном теоретического материала, допускаются незначительные ошибки. Низкий (3 бал.): ответы на вопросы не даются. 2) Выполнение практических заданий: Высокий: правильное выполнение задания полностью. Средний: выполнение работы с незначительными ошибками. Низкий: задание не выполнено. 3) Оценка выполненных зачетных работ: Высокий: работы соответствуют всем разработанным критериям. Средний: работы в основном соответствуют разработанным критериям. Низкий: работы не соответствуют разработанным критериям или не выполнены. Критерии оценки за выполненные работы: эстетичность, оригинальность, аккуратность, правильность.
Кроме описания модульной программы, учебного плана, каждого модуля отдельно, учебно-тематических планов и критериев оценки. В каждой программе прописываются организационно-педагогические условия реализации программы. Пример организационно-педагогических условий реализации программы: концептуальные основы (подходы и принципы деятельности). Фитнес-аэробика - один из самых молодых видов спорта, быстро завоевавший популярность во всем мире. Своеобразие его определяется органическим соединением спорта и искусства, единством движений и музыки. При реализации данной образовательной программы используются следующие подходы: деятельностный подход; социально-личностный подход; аксиологический подход; теория личностно-развивающего педагогического процесса; концепции педагогической поддержки. В программе по фитнес-аэробике используются следующие принципы: принцип непрерывности и преемственности; принцип системности во взаимодействии и взаимопроникновении базового и дополнительного образования; принцип вариативности; принцип гуманизации и индивидуализации; принцип добровольности; принцип деятельностного подхода; принцип творчества; принцип разновозрастного единства; принцип открытости системы. Предлагаемая модульная программа обеспечивает органичное и естественное продолжение воспитания, обучения и развития личности детей в условиях дополнительного образования. Сочетания упражнений из разных фитнес-дисциплин обеспечивает гармоничное и всестороннее физическое развитие ученика.
Особенности модульной программы. Ресурсное обеспечение программы. Описание методов и технологий преподавания. На занятиях объединения «Фитнес-аэробика» применяются различные формы и методы обучения, которые обеспечивают формирование у учащихся универсальных навыков физических действий в рамках современных технологий фитнеса, активизируют их мышление, развивают и поддерживают интерес к освоению физического блока фитнес-программ. В процессе обучения используются следующие методы: словесные (объяснение, инструктирование); наглядные (иллюстрированные пособия с анатомическими иллюстрациями); практические (выступление на конкурсах и фестивалях, промежуточные зачеты на выступлениях, самостоятельная разработка комплексов); аналитические (сравнение своего выступления с выступлением товарища, наблюдение, самоанализ). Педагог излагает теоретический материал, используя словесные методы (рассказ, объяснение или беседу), сочетая их с демонстрацией учебно-наглядных пособий, действующих моделей правильного коммуникативного поведения. Основные формы работы с детьми на занятиях: фронтальная; групповая; индивидуальная; круговая.
Методы и приемы, используемые при реализации программы: словесные (объяснение, инструктирование), наглядные (иллюстрация, демонстрация), практические, подвижные игры. Методы убеждения: словесное разъяснение, убеждение, требование. Методы организации деятельности: приучение, упражнение, показ, подражание, поручение. Методы стимулирования поведения: похвала, поощрение, взаимооценка. Реализуя данную образовательную программу, педагог использует в своей деятельности следующие педагогические технологии: личностно-ориентированное обучение; развивающее обучение; здоровьесберегающие технологии; технологии дифференцированного обучения; информационные технологии. Данная образовательная программа делает основной упор на практику и постоянную работу над своим физическим здоровьем, как в зале, так и дома.
Особенности организации образовательного процесса. Организация обучения проходит на добровольных началах при комфортной психологической атмосфере с возможностью сочетать различные направления и формы занятий с учетом свободного времени. Формы проведения занятий – занятия фитнес-аэробикой, беседы, игры, праздники. Форма обучения – очная. Уровень освоения программы – базовый. Главной целью программы является формирование первичных навыков управления своим телом, общее укрепление основных мышц, выравнивание позвоночника, подготовительная растяжка, первичная работа со звуком и ритмом. Задачи программы (развивающие, обучающие и воспитательные): оптимизировать рост и развитие опорно-двигательного аппарата (формирование правильной осанки, профилактика плоскостопия); совершенствовать физические качества (развивать мышечную силу, гибкость, выносливость, скорость, силу, координацию); развивать психические качества: внимание, память, воображение, умственные способности; развивать и функционально совершенствовать органы дыхания, кровообращения, сердечно-сосудистую и нервную системы организма; создавать условия для положительного психоэмоционального состояния детей; воспитывать умение выражать эмоции, раскрепощенность и творчество в движении. Направленность программы: физкультурно-спортивная. Сроки реализации программы – 1 год. Возраст детей, участвующий в реализации программы – от 8 до 15 лет. Краткие сведения о коллективе: экспериментальная группа; постоянный состав; набор свободный с мед. заключением о состоянии здоровья ребенка; форма занятий групповая; количество обучающихся - в каждой группе 18 человек.
Возрастные и психолого-педагогические особенности: для младшего школьного возраста: 1. Развитие воображения (с помощью фантазирования) 2. Развитие внимания, переключение внимания на другие предметы. 3. Развитие восприятия организация процесса внимания на разных признаках предметов, после происходит восприятие через специально организованные наблюдения. 4. Развитие памяти, учить запоминать названия предметов, а не их абстрактные значения. 5. Развитие мышления вместе с обучающимися проводить анализ наглядного материала и готовых работ. 6. Развитие коммуникативных способностей через творческую деятельность. Для среднего школьного возраста: 1. Развитие гибкости мышления и зоркостью в поисках и решениях проблем, закладывание основ гипотетико-рассуждающего (абстрактно-логического) мышления. 2. Развитие воображения на основе самостоятельного фантазирования. 3. Повышение мотивации к учебной деятельности. 4. В старшем подростковом возрасте развитие самостоятельности при выполнении заданий.
Режим занятий: общее число часов в год – 144; число часов в неделю – 4; число занятий в неделю - 2. Организационно-педагогические условия: характеристика педагога – высшее педагогическое образование; штатный работник (совместитель). Условия реализации программы – материально техническое обеспечение программы; сведения о помещении – хореографически зал и малый спортивный зал; перечень оборудования – музыкальный центр. Заканчивается программа списком, использованной литературы.
Мы привели пример программы, как практической реализации йоги в детско-юношеской спортивной школе в рамках дисциплины «Фитнес-аэробика». Эта учебная программа может быть использована в качестве практической рекомендации к адаптации йоги в детско-юношеских спортивных учреждениях.
Целью этой работы было обосновать принадлежность системы йоги к форме оздоровительно-рекреативной физической культуры. В первой главе мы сделали акцент на функциях йоги. Рассмотрели её общие функции (функция духовного воспитания, экономическая функция, функция досуга, познавательная функция) и специфические функции (функцию физического воспитания, оздоровительно-рекреативную функцию, соревновательно-достиженческую функцию). Выявили совпадение функций йоги и функций физической культуры. Проанализировали четыре формы физической культуры (физическое воспитание, производственная физическая культура, оздоровительно-рекреативная физическая культура, спорт). Сделали вывод, что из всех форм физической культуры йога в большей степени соответствует оздоровительно-рекреативной. Данный вывод позволяет нам анализировать йогу с позиции современных представлений о физической культуре и спорте, рассматривая её через терминологию и понятия принятые в этих направлениях. Если йога является одной из форм физической культуры, то её можно систематизировать и регламентировать, а в дальнейшем и внести в список спортивных дисциплин для внедрения и развития в детско-юношеских спортивных школах и школах высшего спортивного мастерства.
Во второй главе мы предприняли попытку анализа практической реализации йоги как формы физической культуры. Рассмотрели средства йоги, технику, двигательные действия, умения и навыки. Через призму методов физической культуры выявили их принадлежность и системе йоги. Методы строго регламентированного упражнения, игровой и соревновательный методы являются неотъемлемой частью каждого занятия по йоге. Структура тренировки (разминка, основная часть, заминка) и методы организации учащихся (фронтальный, групповой, индивидуальный и круговой методы), присущие любой фитнес-дисциплине, также применяются и на занятиях йогой. Всё это говорит о том, что йога не только в теоретическом, но и в практическом смысле, является одной из форм физической культуры.
В третьей главе нами даны практические рекомендации по адаптации йоги как физической культуры. В этой главе приведен пример учебной модульной программы сроком на 1 год по физкультурно-спортивному направлению, реализуемой в детско-юношеской спортивной школе. Нам было важно показать, что йогу можно использовать как отдельный модуль в рамках разных спортивных дисциплин. В данном примере йога является частью модульной программы «Фитнес-аэробика».
Йога уже давно стала частью фитнеса. Новые методические разработки по йоге появляются каждый год. Единственное чего не хватает йоге – это единой теоретической и практической базы, связывающей её с современными представлениями о физической культуре и спорте. В данной работе мы попытались показать, что йога ничем не отличается от физической культуры и, что она как форма оздоровительно-рекреативной физической культуры может быть также включена в перечень дисциплин, преподаваемых в спортивных учреждениях.
1. Абзалов, Р.А. Теория и методика физической культуры и спорта: Учебное пособие / Р.А. Абзалов, Н.И. Абзалов. – Казань, изд-во "Вестфалика", 2013. – 202 с.
2. Айенгар, Б.К.С. Йога Дипика: прояснения йоги / Б.К.С. Айенгар. – М.: Альпина нон-фикшн, 2013. – 494 с.
3. Бабушкин, Г.Д. Психодиагностика личности при занятиях физической культурой и спортом: учебное пособие / Г.Д. Бабушкин. – Омск: Изд-во СибГУФК, 2012. – 328 с.
4. Бодакин, А.В. Физическая культура: учебное пособие / А.В. Бодакин, С.И. Филимонова. – М.: МГУП имени Иванова Федорова, 2012. – 210 с.
5. Бишаева, А.А. Физическая культура: учебник для студентов учреждений среднего профессионаьного образования / А.А. Бишаева. – М.: Издательский центр «Академия», 2018. – 320 с.
6. Бойко, В.С. Йога: искусство коммуникации / В.С. Бойко. – Нижний Новгород: ДЕКОМ, 2013. – 564 с.
7. Бокатов, А. Детская йога / А. Бокатов, С. Сергеев. – К.: Ника-Центр, 1999. – 352 с.
8. Боярская, Л.А. Методика и организация физкультурно-оздоровительной работы: учебное пособие / Л.А. Боярская. – Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2017. – 120 с.
9. Буркова, О.В., Лисицкая Т.С. «Пилатес» - фитнес высшего класса / О.В. Буркова, Т.С. Лисицкая. – М.: Центр полиграфических услуг «Радуга», 2005. – 208 с.
10. Галочкин, П.В. Теоретические и методические основы физического воспитания студентов вузов / П.В. Галочкин, И.В. Никишин, В.В. Клещёв. – М.: Финансовый университет, 2016. – 117 с.
11. Горовой, В.А. Физическая рекреация студентов: методические рекомендации / В.А. Горовой. – Мозырь: УО МГПУ имени И.П. Шамякина, 2011. – 158 с.
12. Дзержинская, Л.Б. Физическая культура: учебное пособие для студентов высших учебных заведений факультетов заочного обучения / Л.Б. Дзержинская, И. В. Прохорова, Г. А. Дзержинский. – Волгоград: Изд-во Волгоградского филиала РАНХиГС, 2016. – 122 с.
13. Епифанов, В.А. Лечебная физическая культура и спортивная медицина: учебник / В.А. Епифанов. – М.: Медицина, 1999. – 304 с.
14. Канаева, Н.А. Индийская философия древности и средневековья / Н.А. Канаева. – М.: ИФРАН, 2008. – 255 с.
15. Каминофф, Л. Анатомия йоги / Л. Каминофф, Э. Мэтьюз. – Минск: Попурри, 2012. – 320 с.
16. Кизько, А.П. Физическая культура. Теоретический курс: учебное пособие / А.П. Кизько, Л.Г. Забелина, Е.А. Кизько. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2016. – 128 с.
17. Корягина, Ю. В. Курс лекций по физиологии физкультурно-спортивной деятельности: учебное пособие / Ю.В. Корягина, Ю.П. Салова, Т.П. Замчий. – Омск : Изд-во СибГУ ГУ ФК, 2014. – 152 с.
18. Купер, К. Новая аэробика / К. Купер. – М.: Физкультура и спорт, 1979. – 125 с.
19. Купер, К. Аэробика для хорошего самочувствия / К. Купер. – М.: Физкультура и спорт, 1987. – 191 с.
20. Летфуллин, И.С. Как быстро сесть на шпагат. Суперупражнения / И.С. Летфуллин. – Набережные Челны: Издательство Камского политехнического института, 1998. – 256 с.
21. Макеева, В.С. Теория и методика физической рекреации. Основы оздоровительной физической культуры: учебное пособие / В.С. Макеева, З.С. Тинькова. – Орел: ФГБОУ ВПО «Государственный университет – УНПК» , 2012. – 193с.
22. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры (общие основы теории и методики физического воспитания; теоретико-методические аспекты спорта и профессионально-прикладных форм физической культуры): учебник для институтов физической культуры. – М.: Физкультура и спорт, 1991. – 543 с.
23. Нельсон, А. Анатомия упражнений на растяжку / А. Нельсон, Ю. Кокконен. – Минск: Попурри, 2012. – 160 с.
24. Николаев, А.А. Двигательная активность и здоровье современного человека: Учебное пособие для преподавателей и студентов высших учебных заведений физической культуры / А.А. Николаев. – Смоленск: СГИФК, СГУ, 2005. – 93 с.
25. Соколов, Н.Г. Рекреация и двигательная реабилитация при занятиях физической культурой и спортом: учебное пособие / Н. Г. Соколов, В.П. Овчинников – СПб.: РГГМУ, 2016. – 44 с.
26. Сорокина, К.С. Йога, как одна из современных физкультурно-оздоровительных технологий / К.С. Сорокина, Ю.Ю. Копылова, Е.И. Кробейникова // Наука-2020: Физическая культура, спорт, туризм: проблемы и перспективы. – 2020. – № 1(26). – С. 21-27.
27. Теория и методики физического воспитания: учебник для студентов факультетов физической культуры педагогических институтов по специальности 03.03 «Физическая культура» / Б.А. Ашмарин, Ю.А. Виноградов, 3.Н. Вяткина и др. – М.: Просвещение, 1990. – 287 с.
28. Теория физической культуры и спорта. Учебное пособие / сост. В.М. Гелецкий. − Красноярск: ИПК СФУ, 2008. − 342 с.
29. Физическая культура: методические указания по выполнению самостоятельных работ / сост. М.М. Колокольцев, Е.Н. Матросова, Л.Н. Просвирина, Т.Ю. Фефелова. – Иркутск: Изд-во ИрНИТУ, 2015. – 96 с.
30. Физическая культура: учебно-методический комплекс /А.Г. Гонохов, П.Я. Захаров, М.И. Кудрицкая, Ю.Я. Сагачко. – Горно Алтайск: РИО ГАГУ, 2007. – 226 с.
31. Фролов, А. Йоготерапия. Практическое руководство/ А. Фролов. – М.: Ориенталия, 2014. – 448 с.
32. Фурманов, А.Г. Оздоровительная физическая культура: учебник для студентов вузов /А.Г, Фурманов, М.Б. Юспа. – Минск: Тесей, 2003. – 528 с.
33. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 480 с.
34. Чанышев, А.Н. История философии Древнего мира: учебник для вузов / А.Н. Чанышев. – М.: Академический проект, 2018. – 608 с.
35. Частные методики адаптивной физической культуры: учебное пособие / Л.В. Шапкова. – М.: Советский спорт, 2003. – 464 с.